03.08.2023
МУЗЫКА
И АДАПТАЦИЯ
Проблема адаптации детей в ДОУ сегодня
остается особо актуальной, несмотря на активное
реформирование системы дошкольного образования, т.к. все больший процент детей
рождается с ослабленным здоровьем, у которых слабо развита система
адаптационных механизмов.
Вступая на первую ступеньку своего
развития, малыш испытывает огромный стресс. Очень сложно пережить расставание с
родителями, освоить непривычную обстановку, влиться в знакомый коллектив детей
и взрослых. У ребенка начинается другая жизнь с новыми правилами и отношениями.
Дети раннего возраста эмоционально
заражаемы и впечатлительны, испытывают потребность в любви и поддержке. До
ребенка важно донести, что он уже большой, потому что пришёл в детский сад, и
это здорово! В детском саду его любят, ждут и рады всегда видеть. Он много чего
уже умеет делать сам, а еще большему научиться с помощью взрослых. Главное, что
может сделать взрослый, – это научить играть его вместе с другими детьми. Важно
показать, что играть друг с другом, гораздо интереснее, чем одному. Эффективным
средством решения проблемы выступает музыка. Занятия по музыкальному воспитанию
помогут значительно снизить уровень эмоционального дискомфорта маленького
ребенка в период его адаптации.
Музыка - источник особой детской
радости. В раннем возрасте ребёнок открывает для себя красоту музыки, её
волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой
творческий потенциал. Раннее общение с музыкой, занятия основными видами
музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и
личностному развитию малыша.
Важнейшей задачей музыкального
воспитания детей раннего возраста в нашем ДОУ является формирование ведущего
компонента музыкальности - развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. На
этом фундаменте ярких музыкальных впечатлений, образов, характеров базируется и
развитие активности в детском музыкальном исполнительстве, и
музыкально-творческие проявления детей.
Дети раннего возраста не очень хорошо
говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают порой больше, чем
взрослые люди. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее
заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний -
динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго
объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно только сыграть
грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов.
Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний.
Одной из важнейших задач в этом направлении работы есть формирование умения
детей слышать и слушать.
Занятия музыкой включают в себя:
звукоподражание и подпевание; песенки; слушание музыки; пальчиковые и жестовые
игры; телесные (контактные) игры; игровой массаж; подвижные игры.
Чтобы помочь малышу успешно пережить
этот «сложный период», нужно научиться «переключать» внимание ребенка на
позитивный настрой. Принести в садик любимую игрушку, предложить малышу вместе
с ней послушать песенки-потешки, попробовать спеть. Обыграть обратный
вариант — игрушка поет, а малыш слушает. Например:
Зайка серый наряжается,
Видно в садик собирается.
Вымыл носик, вымыл лобик,
Вымыл ухо, вытер сухо.
Надел бантик, стал он франтик. А (имя)
пойдет в садик?
Будучи вечером дома, предложить малышу
вспомнить музыкальный материал, акцентировать внимание малыша на том, как
весело было в саду. Таким образом, мягко и непринужденно сгладить неприятные
воспоминания расставания с домом и привычной для ребенка обстановкой.
Утром, перед выходом из дома, спеть
малышу песенку. В игровой форме создать положительный эмоциональный фон для
путешествия в детский сад.
Раз, два, три, четыре, пять — собираемся
гулять.
Завязала Катеньке шарфик полосатенький.
Наденем на ножки тёплые сапожки.
И пойдем скорей гулять, прыгать, бегать
и играть.
А (имя) пойдет бегать, прыгать и
играть?
Занимаясь музыкой с детьми группы
раннего возраста, не ставится задача развития собственно музыкальных
способностей детей. Цель заключалась в том, чтобы стимулировать общение детей
посредством музыкальных занятий, ввести музыкальные игры и упражнения как
средство развития у них слухового внимания, чувства ритма, пространственных
представлений, координации движений и, самое главное, помочь благоприятно
адаптироваться к детскому саду.
Особое место в процессе адаптации
отводится пальчиковым играм. Именно пальчиковые игры помогают
облегчить их душевное состояние, поднять настроение. Кроме того, эти игры
обучают согласованности и координации движений. Дети двух-трех летнего возраста
еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут с интересом
наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись вместе за руки, и при этом
оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка.
Взрослый должен научить их общаться, и основы такого общения закладываются
именно в адаптационный период. Например:
Люли,
люли, люли
Прилетели гули (дети «машут» крылышками)
Гули прилетели,
На головку сели (показывают голову)
Сели, посидели,
Шууу — полетели! (машут ручками)
Так же в своей работе используем интерес
малышей к музыкальным инструментам и их попытки осваивать различные способы
звукоизвлечения. Знакомство с различными музыкальными инструментами
- ложки, колокольчики, палочки, бубны, погремушки - позволяют
детям различать тембры разных музыкальных инструментов. Дети в зависимости от
характера музыки подыгрывают польку - на погремушках, марш - на барабане,
а танец - на колокольчике. Звуки музыкальных инструментов приводят
детей в спокойное, уравновешенное состояние, могут остановить и успокоить
плачущего ребенка, вызвать интерес и желание извлечь эти звуки самому. В
связи с этим, целесообразно дома предлагать малышу поиграть с музыкальными
инструментами, чтобы выработать у него опыт ярких и положительных впечатлений.
Вспомнить, как он умеет на них играть. Например:
Петя-петушок идет,
Он
корзиночку несет.
А
в корзиночке игрушки,
Озорные
погремушки.
Погремушки
позвенят ,
Всех вокруг повеселят.
(под любую веселую музыку ударяем погремушкой по ладошке)
К
нам лисичка прибежала,
Палочки нам показала.
Мы к лисичке подойдем,
В руки палочки возьмем.
Палочками ударяем,
Очень
весело играем.
(стучим под музыку палочками)
Для слушания музыки в раннем
возрасте мы выбираем небольшие по объёму произведения с яркой мелодией,
несложной гармонией, простой формой; средней силы звучания; в спокойном темпе,
так как громкое звучание возбуждает детей, а слишком быстрый темп затрудняет
восприятие мелодии.
Особый вид слушания представляют собой
рассказы с музыкальными иллюстрациями. Часть из них при этом должна быть
знакома детям, но можно также включать в рассказ и новую музыку. Например,
можно сказать малышу: «Сейчас я тебе расскажу, что случилось в лесу». В
рассказе о том, как зайка, весело прыгавший по лесу, испугался и спрятался,
заслышав приближение медведя, можно перейти к музыкальной иллюстрации
после слов, описывающих, как прыгает зайка, как ему весело, а также после слов,
предлагающих детям угадать по изменившемуся характеру музыки, что
произошло, например: «Вдруг зайка испугался, спрятался. Кто же это
его испугал?».
Такие не сложные музыкальные игры
повышают эмоциональный настрой ребенка, побуждая к совместным действиям со
взрослым, установлению доверительных отношений, а постепенное вовлекают
ребенка в новую среду. Дублируя дома музыкальный материал, который ребенок
услышал в детском саду, происходит процесс накопления определенного опыта,
который ему приятен. Таким образом, придя в детский сад, малыш начнет вспоминать
определенные музыкальные ситуации, что создает почву для успешной
адаптации в группе.
Особое место в адаптационный период
отводится играм. Они приносят маленьким детям огромную радость,
снимают эмоциональное напряжение, удовлетворяют потребность в движении.
Поэтому такие упражнения, как «Полетаем, как птички», «Полетели, как самолеты», «Попрыгаем, как
зайчики» и др., можно проводить дома. Можно предложить малышу подвигаться в
соответствии с характером музыки. Отметить, что все животные двигаются по-разному.
Таким образом, постепенно накапливать у малыша определенный опыт.
Также способствуют развитию и
улучшению периода адаптации, специальные игры, направленные на
сближение детей друг с другом. Они могут быть разнообразны по
содержанию и направленными не только на развитие речи ребенка и ориентировки в
окружающем, но и на умение общаться как со взрослыми, со сверстниками, получать
навыки самообслуживания, культурно-гигиенические навыки.
Например, музыкальная игра «Познакомимся с куклой Машей». Взять в руки куклу, предложить малышу рассмотреть ее. Кукла здоровается с ним, а она хлопает в ладоши, а далее поет Здравствуйте ладошки — хлоп, хлоп, хлоп, (хлопают)
Здравствуйте ножки — топ, топ, топ, (топают)
Здравствуйте щечки — плюх, плюх, плюх, (трогают щечки)
Здравствуй мой носик — пик, пик, пик, (показывают носик)
Здравствуйте малышки, ВСЕМ ПРИВЕТ!(машут ручками )
Далее, кукла говорит что ей очень
понравилось играть с (имя) и она хочет остаться. Утром предложить малышу
пойти в детский сад с куклой и познакомить ее с ребятами.
Такие не сложные игры и упражнения
помогают выполнить поставленные задачи. Малышей сделают друзьями подвижные
игры-забавы, хороводы, пальчиковые гимнастики, где дети действуют одновременно
и одинаково, соблюдая простые и понятные для них правила. Это самый верный путь
показать детям, что играть вместе весело и интересно.
Создание таких игровых ситуаций с
использованием музыкального материала, переключает его внимание на
деятельность, которая доставляет ему удовольствие, помогает познакомиться с
коллективом и воспитателем, снижает тревогу и напряжение. Что в свою
очередь, сводит до минимума эмоциональные срывы, кризисы и обеспечивает
быструю адаптацию малыша к условиям ДОУ.
https://www.youtube.com/watch?v=SYorJ56juXk
https://www.youtube.com/watch?v=wlZe2Ja0A1g
КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ
https://www.youtube.com/watch?v=opEo-ZZj3vc
МУЗЫКА ДЛЯ СНА РУШЕЛЯ БЛАВО
https://www.youtube.com/watch?v=E8h1U6hYtoM
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 03.08.2023
Дата обновления: 03.08.2023
Дата публикации: 03.08.2023