Музыка и адаптация

03.08.2023

МУЗЫКА И АДАПТАЦИЯ

                                  

Проблема адаптации детей в ДОУ сегодня остается особо актуальной, несмотря на активное реформирование системы дошкольного образования, т.к. все больший процент детей рождается с ослабленным здоровьем, у которых слабо развита система адаптационных механизмов.

 

Вступая на первую ступеньку своего развития, малыш испытывает огромный стресс. Очень сложно пережить расставание с родителями, освоить непривычную обстановку, влиться в знакомый коллектив детей и взрослых. У ребенка начинается другая жизнь с новыми правилами и отношениями.

 

Дети раннего возраста эмоционально заражаемы и впечатлительны, испытывают потребность в любви и поддержке. До ребенка важно донести, что он уже большой, потому что пришёл в детский сад, и это здорово! В детском саду его любят, ждут и рады всегда видеть. Он много чего уже умеет делать сам, а еще большему научиться с помощью взрослых. Главное, что может сделать взрослый, – это научить играть его вместе с другими детьми. Важно показать, что играть друг с другом, гораздо интереснее, чем одному. Эффективным средством решения проблемы выступает музыка. Занятия по музыкальному воспитанию помогут значительно снизить уровень эмоционального дискомфорта маленького ребенка в период его адаптации.

 

Музыка - источник особой детской радости. В раннем возрасте ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Раннее общение с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию малыша.

 

Важнейшей задачей музыкального воспитания детей раннего возраста в нашем ДОУ является формирование ведущего компонента музыкальности - развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. На этом фундаменте ярких музыкальных впечатлений, образов, характеров базируется и развитие активности в детском музыкальном исполнительстве, и музыкально-творческие проявления детей.

 

Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают порой больше, чем взрослые люди. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний - динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний. Одной из важнейших задач в этом направлении работы есть формирование умения детей слышать и слушать.        

Занятия музыкой включают в себя: звукоподражание и подпевание; песенки; слушание музыки; пальчиковые и жестовые игры; телесные (контактные) игры; игровой массаж; подвижные игры.

 

Чтобы помочь малышу успешно пережить этот «сложный период», нужно научиться «переключать» внимание ребенка на позитивный настрой. Принести в садик любимую игрушку, предложить малышу вместе с ней послушать песенки-потешки, попробовать спеть. Обыграть обратный вариант — игрушка поет, а малыш слушает. Например:

 

Зайка серый наряжается,

Видно в садик собирается.

Вымыл носик, вымыл лобик,

Вымыл ухо, вытер сухо.

Надел бантик, стал он франтик. А (имя) пойдет в садик?

 

Будучи вечером дома, предложить малышу вспомнить музыкальный материал, акцентировать внимание малыша на том, как весело было в саду. Таким образом, мягко и непринужденно сгладить неприятные воспоминания расставания с домом и привычной для ребенка обстановкой.

Утром, перед выходом из дома, спеть малышу песенку. В игровой форме создать положительный эмоциональный фон для путешествия в детский сад.

 

Раз, два, три, четыре, пять — собираемся гулять.

Завязала Катеньке шарфик полосатенький.

Наденем на ножки тёплые сапожки.

И пойдем скорей гулять, прыгать, бегать и играть.

А (имя) пойдет бегать, прыгать и играть?

 

Занимаясь музыкой с детьми группы раннего возраста,  не ставится задача развития собственно музыкальных способностей детей. Цель заключалась в том, чтобы стимулировать общение детей посредством музыкальных занятий, ввести музыкальные игры и упражнения как средство развития у них слухового внимания, чувства ритма, пространственных представлений, координации движений и, самое главное, помочь благоприятно адаптироваться к детскому саду.

 

Особое место в процессе адаптации отводится пальчиковым играм. Именно пальчиковые игры помогают облегчить их душевное состояние, поднять настроение.  Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений. Дети двух-трех летнего возраста еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут с интересом наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись вместе за руки, и при этом оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Взрослый должен научить их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период. Например:     

  

                       Люли, люли, люли

                       Прилетели гули   (дети «машут»  крылышками)

                       Гули прилетели,

                       На головку сели  (показывают голову)

                       Сели, посидели,

                       Шууу — полетели! (машут ручками)

 

Так же в своей работе используем интерес малышей к музыкальным инструментам и их попытки осваивать различные способы звукоизвлечения. Знакомство с различными музыкальными инструментами -  ложки, колокольчики, палочки, бубны, погремушки  - позволяют детям различать тембры разных музыкальных инструментов. Дети в зависимости от характера музыки подыгрывают польку - на погремушках, марш - на барабане, а танец - на колокольчике. Звуки музыкальных инструментов приводят детей в спокойное, уравновешенное состояние, могут остановить и успокоить плачущего ребенка, вызвать интерес и желание извлечь эти звуки самому. В связи с этим, целесообразно дома предлагать малышу поиграть с музыкальными инструментами, чтобы выработать у него опыт ярких и положительных впечатлений. Вспомнить, как он умеет на них играть. Например:

 

                     Петя-петушок идет,

                     Он корзиночку несет.

                     А в корзиночке игрушки,

                     Озорные погремушки.

                     Погремушки позвенят ,

                     Всех вокруг повеселят.

(под любую веселую музыку ударяем погремушкой по ладошке)

    

                    К нам лисичка прибежала,

                    Палочки нам показала.

                    Мы к лисичке подойдем,

                    В руки палочки возьмем.

                    Палочками ударяем,

                    Очень весело играем.

              (стучим под музыку палочками)

 

Для слушания музыки в раннем возрасте мы выбираем небольшие по объёму произведения с яркой мелодией, несложной гармонией, простой формой; средней силы звучания; в спокойном темпе, так как громкое звучание возбуждает детей, а слишком быстрый темп затрудняет восприятие мелодии.

 

Особый вид слушания представляют собой рассказы с музыкальными иллюстрациями. Часть из них при этом должна быть знакома детям, но можно также включать в рассказ и новую музыку. Например, можно сказать малышу: «Сейчас я тебе расскажу, что случилось в лесу». В рассказе о том, как зайка, весело прыгавший по лесу, испугался и спрятался, заслышав приближение медведя, можно перейти к музыкальной иллюстрации после слов, описывающих, как прыгает зайка, как ему весело, а также после слов, предлагающих детям угадать по изменившемуся характеру музыки, что произошло, например: «Вдруг зайка испугался, спрятался. Кто же это его испугал?». 

 

Такие не сложные музыкальные игры повышают эмоциональный настрой ребенка, побуждая к совместным действиям со взрослым, установлению доверительных отношений, а постепенное вовлекают ребенка в новую среду. Дублируя дома музыкальный материал, который ребенок услышал в детском саду, происходит процесс накопления определенного опыта, который ему приятен. Таким образом, придя в детский сад, малыш начнет вспоминать определенные музыкальные  ситуации, что создает почву для успешной адаптации в группе.

 

Особое место в адаптационный период отводится играм. Они приносят маленьким  детям огромную радость, снимают эмоциональное напряжение, удовлетворяют потребность в движении.  Поэтому такие упражнения, как «Полетаем, как птички»,  «Полетели, как самолеты», «Попрыгаем, как зайчики» и др., можно проводить дома. Можно предложить малышу подвигаться в соответствии с характером музыки. Отметить, что все животные двигаются по-разному. Таким образом, постепенно накапливать у малыша определенный опыт.

 

Также способствуют развитию и улучшению периода адаптации, специальные игры, направленные на сближение детей друг с другом.  Они могут быть разнообразны по содержанию и направленными не только на развитие речи ребенка и ориентировки в окружающем, но и на умение общаться как со взрослыми, со сверстниками, получать навыки самообслуживания, культурно-гигиенические навыки.

 

Например, музыкальная игра «Познакомимся с  куклой Машей». Взять в руки куклу, предложить малышу рассмотреть ее. Кукла здоровается с ним, а она хлопает в ладоши, а далее поет                      Здравствуйте ладошки — хлоп, хлоп, хлоп, (хлопают)

Здравствуйте ножки — топ, топ, топ,    (топают)

Здравствуйте щечки — плюх, плюх, плюх, (трогают щечки)

Здравствуй мой носик — пик, пик, пик,  (показывают  носик)

Здравствуйте малышки, ВСЕМ ПРИВЕТ!(машут ручками )

 

Далее, кукла говорит что ей очень понравилось играть с (имя) и она хочет остаться. Утром предложить малышу пойти в детский сад с куклой и познакомить ее с ребятами.

 

Такие не сложные игры и упражнения помогают выполнить поставленные задачи. Малышей сделают друзьями подвижные игры-забавы, хороводы, пальчиковые гимнастики, где дети действуют одновременно и одинаково, соблюдая простые и понятные для них правила. Это самый верный путь показать детям, что играть вместе весело и интересно.

Создание таких игровых ситуаций с использованием музыкального материала, переключает его внимание на деятельность, которая доставляет ему удовольствие, помогает познакомиться с коллективом и воспитателем, снижает тревогу и напряжение. Что в свою очередь, сводит до минимума эмоциональные срывы, кризисы и обеспечивает быструю адаптацию малыша  к условиям ДОУ.

 МУЛЬТ-ПЕСЕНКИ  

https://www.youtube.com/watch?v=SYorJ56juXk

https://www.youtube.com/watch?v=wlZe2Ja0A1g


КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ 

https://www.youtube.com/watch?v=opEo-ZZj3vc


МУЗЫКА ДЛЯ СНА РУШЕЛЯ БЛАВО 

https://www.youtube.com/watch?v=E8h1U6hYtoM

   

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 03.08.2023

Дата обновления: 03.08.2023

Дата публикации: 03.08.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти