СОДЕРЖАНИЕ
І. Пояснительная записка ................................................................................................... 3
1.1. Обоснование необходимости разработки Программы (актуальность) ..................... 3
1.2. Отличительные особенности Программы… .............................................................. 5
1.3. Адресат Программы, режим занятий, объем, срок освоения .................................... 6
1.4. Особенности организации образовательного процесса .............................................. 7
II Цель и задачи программы ..................................................................................................9
III Планируемые результаты ........................................................................................... 10
IV. Содержание программы ............................................................................................ 11
4.1. Учебно - тематический план ...................................................................................... 11
4.2. Содержание тематического плана ............................................................................. 15
V. Организационно-педагогические условия ..................................................................... 23
5.1. Календарный учебный график…................................................................................ 23
5.2. Условия реализации программы................................................................................ 23
5.2.1. Материально – технические условия реализации Программы ........................... 24
5.2.2. Кадровые условия реализации Программы .......................................................... 24
5.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ............................................. 25
VI. Список литературы ..................................................................................................... 27
I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Обоснование необходимости разработки Программы
В настоящее время проблема подготовки детей дошкольного возраста к овладению
грамотой до школы является особо актуальной. Причинами тому являются: возросшие
требования школ к будущим первоклассникам. Одно из требований – готовность к
овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным,
звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в
школу.
Букварный период в первом классе совпадает с периодом адаптации детей к новым
условиям жизни и обучения. Педагогическая практика показывает, что хорошо
подготовленные к школе ребята чувствуют себя более уверенно в адаптационный период
и имеют больше перспектив для успешного обучения в школе.
Поэтому возникла необходимость в создании дополнительной образовательной
программы «АБВГДейка» по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность
ДОП
«АБВГДейка» органически
соединяет
традиции
отечественной педагогики и новейшие достижения в методике дошкольного обучения.
Наряду с развитием речи программа включает в себя курс обучения грамоте. Это
практический курс, задачи которого состоят в том, чтобы научить детей читать,
вырабатывать у детей умении и навыки для овладения устными и письменными
формами речи, доступными для детей подготовительного к школе возраста.
Последовательное усвоение понятий «слово», «звук», «слог», «буква»,
«предложение» в различных игровых упражнениях формирует у ребенка осознание речи,
ее произвольность. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений
со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные
операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого
общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной
координации.
ДОП разработана в соответствии с действующими нормативно правовыми
документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г.
№ 678-р;
5. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января
2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017
г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г.
N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее –
Порядок);
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
12. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядок организации
и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ»
13. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по 4 проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
14. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ».
15. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
16. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
17.
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным
сертификатом»».
ДОП
разработана
на
основе
авторской
программы
Е.В.
Колесниковой Е.В. Колесниковой «От А до Я», Н.Ю. Костылевой «200 занимательных
упражнений с буквами и звуками»,
содержание
которой
соответствует
области «Речевое развитие» ФГОС ДО.
1.2 Отличительная особенность Содержание ДОП «АБВГДейка» разработано
с учѐтом преемственности дошкольного и начального общего образования:
•
знакомство с буквой и звуком;
•
характеристика звука;
•
изучение аккустико-артикуляционных особенностей звуков, отнесение их к
определѐнной группе (гласные – согласные, звонкие – глухие, ударные – безударные);
•
чтение слогов-слияний, сложных слогов, слов, предложений, текстов;
•
выделение звука в слове (проговаривание и разучивание чистоговорок,
скороговорок, стихотворений с аллитерацией);
•
обучение приѐмам узнавать, различать и выделять отдельные звуки;
•
работа над лексическим значением слов;
•
слушание стихотворений, сказок;
•
выполнение заданий на классификацию;
•
игры со словами (разгадывание загадок, шуток, чтение слов в разных
направлениях);
•
составление цепочки слов, поиск ошибок в тексте;
•
пальчиковые игры;
•
анализ и синтез графических букв;
•
подготовка руки к письму (штриховка, раскрашивание, обведение шаблонов,
печатание элементов букв, выкладывание букв из различных материалов, графические
диктанты);
•
работа с книгой.
Педагогическая целесообразность ДОП обусловлена тем, что обучение чтению
дошкольников – это важный этап на пути подготовки к школе, т.к. читающие дети легче
и быстрее усваивают школьную программу, проще переносят адаптационный период в
начальной школе, испытывают большее чувство уверенности в своих возможностях, что
позволяет им показывать хороший уровень знаний и умений.
Дополнительная общеразвивающая программа «АБВГДейка» ориентирована на
разностороннее развитие детей, с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей
по основным направлениям – социально-личностному, познавательно-речевому и
художественно-эстетическому, формировании общей культуры воспитанников ДОО.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей
дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие
интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной
деятельности.
Новизна
Программы
дополнительного
образования
«АБВГДейка»
заключается в следующем:
соответствует принципу развивающего обучения, целью которого является
развитие ребенка;
сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости
(содержание программы соответствует основным положениям возрастной
психологии и дошкольной педагогики);
соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет
решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале,
максимально приближаясь к разумному «минимуму»);
обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и
задач в процессе реализации, в которых формируются знания, умения и навыки,
имеющие непосредственное отношение к развитию детей;
строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и
возможностями образовательных областей;
основывается
на
комплексно-тематическом
принципе
построения
образовательного процесса;
обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
1.3. Адресат Программы, режим занятий, объем, срок освоения
Адресат программы - Программа рассчитана на обучение детей 6 - 7 лет.
Режим занятий: 1 раз в неделю (6 - 8 лет – 30 минут).
Общая продолжительность обучения 18 часов в год.
Срок реализации Программы – 1 год.
Особенности организации образовательного процесса Содержание ДО «АБВГДейка»
разработано с учѐтом преемственности дошкольного и начального общего образования:
Знакомство с буквой и звуком;
Характеристика звука;
изучение аккустико - артикуляционных особенностей звуков, отнесение их
к определѐнной группе (гласные – согласные, звонкие – глухие, ударные – безударные);
чтение слогов-слияний, сложных слогов, слов, предложений, текстов;
выделение звука в слове (проговаривание и разучивание чистоговорок,
скороговорок, стихотворений с аллитерацией);
обучение приѐмам узнавать, различать и выделять отдельные звуки;
работа над лексическим значением слов;
слушание стихотворений, сказок;
выполнение заданий на классификацию;
игры со словами (разгадывание загадок, шуток, чтение слов в разных
направлениях);
составление цепочки слов, поиск ошибок в тексте;
пальчиковые игры;
анализ и синтез графических букв;
подготовка руки к письму (штриховка, раскрашивание, обведение шаблонов,
печатание элементов букв, выкладывание букв из различных материалов, графическ ие
диктанты).
1.4
В занятия включены разные виды игр: дидактические, игрысоревнования, ситуативные, подвижные.
В
играх
формируются мыслительные
операции:
фонематический
анализ и синтез, представление, абстрагирование, сравнение (сравнение слов по их
звуковому составу, соотнесения различных типов слов между собой, подбору слов,
имеющих определенную звуковую структуру, и т. п.). Материал, предлагаемые ребенку,
имеет занимательный характер, не содержит сложных
и
непонятных
заданий.
Ориентируясь на возрастные особенности детей-дошкольников, в занятия введено
большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации задач на
общение. Важную роль играет развитие умения внешне выражать свои внутренние
эмоции, правильно понимать эмоциональное состояние собеседника, проявляя свои
индивидуальные способности, при этом у ребенка развивается умение адекватно
оценивать деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков
сверстников.
Принципы построения программного содержания:
•
От простого – к сложному.
•
Доступность содержания программного материала.
•
Систематичность и последовательность программного материала.
•
Учѐт возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
•
Дифференцированность обучения.
•
Обучение с опорой на «зону ближайшего развития» детей.
Занятия в кружке «Грамотей»
с детьми во второй половине дня два раза в
неделю по 30 минут (подготовительный к школе возраст).
Основные применяемые технологии:
•
Элементы системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова;
•
Здоровьесберегающие технологии;
•
Информационно-коммуникационные технологии;
•
Личностно-ориентированное обучение;
•
Игровые технологии
Основные формы и способы работы с детьми.
Занятия включают в себя систему дидактические игр, игровые приемы и ситуации;
пальчиковые игры, физминутки; графические упражнения.
Программа включает работу по группам, коллективную, самостоятельную
деятельность и индивидуальные занятия.
Формы подведения итогов реализации программы: открытое занятие.
II. Цели и задачи реализации Программы
Цель.
Овладение навыками осознанного чтения и связной речи, для
успешного получения общего начального образования с учётом возрастных
особенностей детей 6-8 лет в соответствии с требованием стандарта.
Задачи.
Образовательные:
учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией;
осуществлять звуковой анализ слова, используя различные
средства (схема состава
слова, интонационное выделение звуков в слове);
познакомить детей со слоговой структурой слова;
формировать умения правильно строить предложение,
использовать предлоги,
распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного
предложения;
формировать умение пересказывать, составлять небольшие
рассказы по картинкам, используя простые предложения;
расширять словарный запас детей.
сформировать полноценную фонетическую систему языка
посредством использования «азбучных» сказок.
Развивающие:
развитие слухового восприятия;
развитие графические навыки;
развитие координации кисти руки, мелкой моторики пальцев,
точность движения, дифференцированного восприятия, внимания,
памяти.
развитие речевой деятельности на основе бесед, разговоров,
высказываний;
развитие интереса к занятиям по обучению грамоте;
развитие коммуникативной, регулятивной функции речи;
развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации;
развитие образного и вариативного мышления, воображения,
творческих способностей
развитие способности к саморегуляции поведения и проявления
волевых усилий
приобщать детей к художественной литературе
Воспитательные
воспитывать самостоятельность в процессе разговорной речи и при
выполнении заданий;
воспитывать культуру речи;
воспитывать нравственные качества, а именно терпимости,
доброжелательности по отношению к окружающим;
воспитывать умения работать в паре;
приобщение детей к художественной литературе.
III. Планируемые результаты
К концу учебного года ребенок должен:
членить предложения на слова;
соотносить буквы и звуки;
называть звуки и слоги в словах;
находить слова с определѐнным звуком;
определять место звука в слове;
проводить звуковой анализ слова;
владеть основами плавного слогового чтения;
читать односложные слова со стечением согласных;
читать простое двусоставное предложение без предлога;
читать простое предложение с предлогом;
читать доступные по содержанию тексты (небольшие рассказы,
стихотворения, сказки);
отвечать на вопросы, понимать прочитанное, пересказывать
прочитанное
обводить контуры, аккуратно заштриховывать фигуры;
правильно держать ручку, карандаш;
классифицировать, сравнивать, находить простейшие закономерности,
строить умозаключения.
№
п\
п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
IV. Содержание Программы
4.1. Учебно – тематический план
Наименование разделов и тем
Количество
занятий
Вводное занятие. Входная диагностика.
Гласный звук и буква А а.
Понятие о гласных звуках, привлечь внимание детей к их
артикуляции и научить четко произносить гласные звуки.
Гласный звук А, буква А, а.
Определение места звука в словах. Деление слов на слоги.
Условное обозначение слога.
Гласные звук и буква У у.
Знакомство детей с гласными звуками [а], [о], [и], [ы], [у], [э] и
буквами Аа, У у. Закрепление умения соотносить звук и букву,
учить составлять слоги и
читать их. Гласный звук У, буква У, у.
Гласные звуки и буквы О о.
Знакомство с буквой О о. Закрепление материала с
гласными звуками: [а], [о], [и], [ы], [у], [э] и буквами Аа, У у.
1
1
Звуки [м], [м`]. Буквы М м.
Знакомство со звуком [м]. Звуки твердые и мягкие. Зарисовка
графического образа. Учить находить буквы в печатном
тексте. Чтение слогов и слов: ам,
ма, ум, му, мама.
Звуки [с], [с`]. Буквы С с.
Знакомство детей со звуком [с]. Определение места звука в
трех позициях. Сравнение на слух слов сама и сам.
Практическое знакомство с ударным гласным
звуком.
Звуки [х], [х`]. Буквы Х х.
Знакомство с буквами Х х. Соотношение звука и буквы.
Зарисовка графического образа. Нахождение буквы в печатном
тексте. Определение слоговой
структура слов.
Закрепление пройденных букв и звуков. Закрепление звуков и
букв А, У, О, М, С, X.
Звуки [р], [р`]. Буквы Р р.
Знакомство со звуком [р], с буквами Р р. Зарисовка
графического образа.
Звук [ш]. Буквы Ш ш.
1
1
1
1
1
1
1
1
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Звук [ш] и его особенности. Учить выделять звук в словах,
определять место звука в слове.
Звук [ы]. Буква Ы.
Звук [ы] и его особенности. Выделение звука в словах,
определение места звука в слове. Учить детей соотносить звук
и букву. Зарисовка
графического образа.
Звуки [л], [л,]. Буквы Л л.
Звук [л], отметить, что этот звук согласный, может быть
твердым и мягким, звонкий. Учить определять место звука в
слове. Учить детей соотносить звук и
букву. Зарисовка графического образа.
Звуки [н], [н,]. Буквы Н н.
Звуком [н] и его особенности. Учить определять место звука в
слове. Учить детей соотносить звук и букву. Зарисовка
графического образа.
Чтение слов по магнитной азбуке. Составление слов из
пройденных букв.
Звуки [к], [к`]. Буквы К к.
Звук [к] и его особенности. Учить определять место звука в слове.
Учить детей соотносить звук и букву.
Зарисовка графического образа.
Звук [т], [т`]. Буквы Т т.
Звук [т] и его особенности. Учить узнавать звук на слух.
Учить детей соотносить звук и букву.
Зарисовка графического образа.
Гласные звуки и буквы И и.
Звук [и] и его особенности. Учить выделять звук в словах,
определять место звука в слове. Учить детей соотносить звук и
букву. Зарисовка графического образа.
1
1
1
1
1
1
Звуки [п], [п`]. Буквы П п.
Звук [п], его характеристика, место в слове.
Познакомить детей с буквами П п. Чтение слов с пройденными
буквами.
Звуки [з], [з`]. Буквы З з.
Звук [з], его характеристика, место в слове. Познакомить детей
с буквами З з. Учить детей соотносить звук и букву. Зарисовка
графического образа.
1
Звук [й`]. Буква Й й.
Звук [й], его особенности. Познакомить детей с буквами Й й.
Учить детей соотносить звук и букву.
Звуки [г], [г,]. Буквы Г г.
1
1
1
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Звук [г], и его особенности. Познакомить детей с буквами Г
г. Учить детей соотносить звук и букву.
Звуки [в], [в`]. Буквы В в. Звук [в] и его
характеристика.
Познакомить детей с буквами В в. Учить детей соотносить
звук и букву.
Звуки [д], [д,]. Буквы Д.
Буква Д д, характеристика звуков. Понятие звук и буква.
Зарисовка графического образа
1
1
Звуки [б], [б¢]. Буквы Б б
Анализ звука[б], определение места звука в слове.
Зарисовка графического образа. Чтение слов с изученными
буквами.
Звуки [ж], [ж`]. Буквы Ж ж
Анализ звука, определение места в слове. Закрепление
пройденных звуков.
Буквы Е е
Звук [е], йотированный, и содержит в себе два звука [йэ].
Познакомить детей с буквами Е е. Составление
слов из частей.
Знакомство с буквами Ь и Ъ
Буква Ь, буква Ь - показатель мягкости в конце слога или
слова. Звука не обозначает, а показывает, что перед ней
стоит мягкий
согласный.
Буквы Я я.
Буква [я], звук гласный йотированный, и содержит в себе два
звука [йа]. Зарисовка графического образа. Составление слов
из частей.
Буквы Ю ю
Звук гласный йотированный, и содержит в себе два звука
[йу]. Буквы Ю ю. Зарисовка
графического образа. Составление слов.
Буквы Ч ч
Звук [ч], может быть только мягкий, звонкий, согласный. Учить
находить пропущенную букву в словах.
1
Гласные звуки и буквы Э э
Познакомить детей со звуком [э], отметить, что этот звук
гласный. Повторение гласных звуков.
Звук [ц]. Буквы Ц ц.
Звук [ц],только согласный, глухой и всегда твердый.
1
1
1
1
1
1
1
1
32
33
34
35
36
Звук [ф]. Буквы Ф ф
Особенности звука [ф], (звук может быть только согласный,
глухой и твердый или мягкий).
Зарисовка графического образа
Звук[щ]. Буквы Щ щ
Особенности звука[щ], (звук может быть только мягкий,
глухой, согласный). Чтение слогов и слов с данной буквой.
1
Звук. Слово. Предложение.
Закрепление пройденного материала по основным единицам
речи: звуку, слову, предложению
Повторение изученного материала
Формы аттестации и контроля Итоговое открытое
занятие «В стране букв и
звуков»
Итого
1
1
1
1
36
4.2. Содержание тематического плана 1 год обучения
Месяц
Сентябрь
Темы занятий
Занятие 1 - мониторинг
Занятие 2
Гласный звук и буква А а.
Понятие о гласных звуках, их артикуляции и четкое произношение
гласных звуков. Знакомство с буквой А а. Гласный звук А, буква А,
а. Определение места звука в словах аист, астра, луна, мак. Деление
слов на слоги. Условное обозначение слога. Игровая ситуация
«Покажи букву».
Занятие 3
Гласные звук и буква У у
Знакомство с гласными звуками [а], [о], [и], [ы], [у], [э] и буквами
Аа, У у. Закрепление умения соотносить звук и букву.
Составление слогов из гласных и их чтение. Гласный звук У, буква
У, у. Место звука в словах утка, арбуз, кенгуру. Определение
количества слогов в словах.
Занятие 4
Гласные звуки и буквы О о
Знакомство с буквой О о. Закрепление материала с гласными
звуками: [а], [о], [и], [ы], [у], [э] и буквами Аа, У у. Закрепление
умения соотносить звук и букву, учить составлять слоги и читать
их. Определение на слух места звука в словах: осы, сом, эскимо, усы
(звука О нет).
Занятие 5
Звуки [м], [м¢]. Буквы М м
Знакомство со звуком [м], его характеристика. Выделение звука в
словах, определение места звука в слове. Соотношение понятий
звук и буква. Зарисовка графического образа. Учить находить буквы
в печатном тексте. Чтение слогов и слов: ам, ма, ум, му, мама.
Октябрь
Занятие 6
Звуки [с], [с¢]. Буквы С с
Знакомство детей со звуком [с],его характеристика. Определение
места звука в трех позициях. Сравнение на слух слов сама и сам.
Практическое знакомство с ударным гласным звуком. Знакомство с
буквами С с. Зарисовка графического образа.
Занятие 7
Звуки [х], [х`]. Буквы Х х
Знакомство со звуком [х], [х`]. Анализ звуков. Выделение звука в
словах, определение места звука в слове. Знакомство с буквами Х х.
Соотношение звука и буквы. Зарисовка графического образа. Учить
находить буквы в печатном тексте. Определение слоговой структура
слов мох, муха. Составление одного- двух предложений со словами
сухо, сыро.
Занятие 8
Закрепление пройденных букв и звуков
Закрепление звуков и букв А, У, О, М, С, X. Обучение детей
звуковому анализу слов; учить называть слова с заданным звуком,
Составление прямых и обратных слогов из вышеуказанных
букв наборного полотна, индивидуально — из букв
разрезной азбуки. Составление трехбуквенных слов.
Занятие 9
Знакомство со звуками [р], [р`]. Буквы Р р.
Знакомство со звуком [р], с буквами Р р. Зарисовка графического
образа. Анализ звука. Выделение звука в словах, определение места
звука в слове. Знакомство с буквами Р р.
Нахождение буквы в печатном тексте.
Ноябрь
Занятие 10
Знакомство со звуком [ш]. Буквы Ш ш.
Особенности звука [ш]. Выделение звука в словах, определение
места звука в слове. Зарисовка графического образа.
Занятие 11
Знакомство со звуками [ы]. Буква Ы.
Особенности гласный. Учить выделять звук в словах, определять
место звука в слове. Знакомство с буквой Ы. Учить детей
соотносить звук и букву. Зарисовка графического образа.
Составление предложений по схеме.
Занятие 12
Звуки [л], [л,]. Буквы Л л.
Знакомство со звуками и буквами Л л. Зарисовка графического
образа. Составление звуковых схем с новыми звуками. Определение
места звука в слове.
Занятие 13
Звуки [н], [н`,]. Буквы Н н
Знакомство со звуками и буквами. Игра «звук спрятался»
Чтение слов по магнитной азбуке. Составление слов из пройденных
букв. Запись имен людей в предложении с большой буквы.
Декабрь
Занятие 14
Звуки [к], [к`,]. Буквы К к
Знакомство со звуком [к], характеристика звука.
Определение места звука в слове. Зарисовка графического образа.
Составление слов из пройденных букв
Занятие 15
Звуки [т], [т`,]. Буквы Т т
Знакомство со звуком [т], его характеристика. Составление прямых
и обратных слогов. Зарисовка графического образа.
Занятие 16
Гласные звуки и буквы И и.
Повторение гласных звуков.
Игра «Буква спряталась». Составление звуковых схем.
Зарисовка графического образа. Назови слово на букву «И»
Занятие 17
Звуки [п], [п`]. Буквы П п
Знакомство со звуком [п], характеристика звука. Выделение звука в
словах, определение места звука в слове.
Буква П п. Чтение слов с пройденными буквами. Зарисовка
графического образа.
Январь
Занятие 18
Знакомство со звуком [ф]. Буквы Ф ф
Звук [ф] и его особенности. Знакомство с буквами Ф ф. Зарисовка
графического образа.
Чтение повествовательных предложений из двух-трех слов. Точка в
конце предложения.
Занятие 19
Звуки [з], [з`,]. Буквы З з
Знакомство со звуками и их характеристика.
Игра «На что похожи буквы»
Зарисовка графического образа. Составление предложение с
заданным словом.
Занятие 20
Звук [й]. Буква Й й
Знакомство со звуком [й],его особенности. Выделение звука в
словах, определение места звука в слове. Знакомство с буквами Й й.
Зарисовка графического образа. Нахождение буквы в печатном
тексте.
Занятие 21
Звуки [г], [г`,]. Буквы Г г
Знакомство со звуком [г], характеристика звука.
Знакомство с буквами Г г. Нахождение слов на данную букву.
Соотнесение понятий звук и буква. Зарисовка графического образа.
Февраль
Занятие 22
Звуки [в], [в`,]. Буквы В в
Знакомство со звуком [в], его характеристика.
Знакомство с буквами В в. Зарисовка графического образа.
Составление слов с изученными буквами.
Занятие 23
Звуки [д], [д`,]. Буквы Д д
Знакомство со звуком [д], его характеристика. Конструирование
буквы из счетных палочек. Зарисовка графического образа.
Нахождение буквы в печатном тексте.
Занятие 24
Знакомство со звуками [б], [б`]. Буквы Б б
Знакомство со звуком [б], его характеристика. Выделение звука в
словах, определение места звука в слове. Знакомство с буквами Б б.
Зарисовка графического образа. Составление слов с изученными
буквами.
Занятие 25
Март
Занятие 26
Звук [ж]. Буквы Ж ж
Знакомство со звуком [ж], его особенности. Буквы Ж ж.
Повторение изученных букв.
Игра «Дорисуй букву». Зарисовка графического образа.
Нахождение пропущенной буквы в словах. Составление схемы
предложения. Чтение слогов и слов с буквами
Занятие 27
Звук [е]. Буквы Е е
Звуком [е], гласный йотированный, и содержит в себе два звука [йэ].
Знакомство с буквами Е е. Зарисовка графического образа.
Составление слов из частей.
Занятие 28
Знакомство с буквами Ь и Ъ.
Буквы, не обозначающие звук.
Игра «Буквы спрятались»
Буква Ь - показатель мягкости в конце слога или слова. Зарисовка
графического образа.
Занятие 29
Звук [я]. Буквы Я я.
Звук [я], гласный йотированный, и содержит в себе два звука [йа].
Знакомство с буквами Я я. Соотнесение звука и буквы. Составление
звуковых схем слов. Зарисовка графического образа. Составление
слов из частей.
Апрель
Занятие 30
Знакомство со звуком [ю]. Буквы Ю ю
Звук [ю], гласный йотированный, и содержит в себе два звука [йу].
Знакомство с буквами Ю ю. Соотнесение звука и буквы. Зарисовка
графического образа. Составление слов.
Занятие 31
Знакомство со звуком [ч]. Буквы Ч ч
Звук [ч], особенности звука. Знакомство с буквами Ч ч. Соотнесение
звука и буквы. Зарисовка графического образа. Учить находить
пропущенную букву в словах
Занятие 32
Гласные звуки и буквы Э э.
Звук [э]. Повторение гласных звуков. Буква Э. Зарисовка
графического образа. Назови первый звук в слове.
Занятие 33
Звук [ц]. Буквы Ц ц
Звук [ц] и его характеристика. Знакомство с буквами Ц ц.
Соотнесение звука и буквы.
Зарисовка графического образа. Составление предложений.
Занятие 34
Знакомство со звуком [щ]. Буквы Щ щ
Звук [щ] и его особенности. Знакомство с буквами Щ щ. Зарисовка
графического образа. Чтение слогов и слов с данной буквой.
Май
Занятие 35 Закрепление пройденного материала
Занятие 36 Итоговое занятие
Система занятий включает в себя работу по четырѐм основным
направлениям:
Организуя работу со звуком, важно научить правильно произносить гласные и
согласные звуки; развивать фонематический слух путем различия на слух звуков в
словах; совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний;
учить определять место звука в слове (начало слова, середина, конец); работать над
интонацией и выразительностью речи. Важно помнить: звук первичен, а буква –
вторична!
При работе со слогом обращаем внимание, что следует читать слоги
плавно, не отделяя звуки друг от друга, протягивая первый звук, переходя на
следующий, чтение прямых и обратных слогов, открытых и закрытых. Умение
делить слова на слоги, находить ударный слог. На этапе запоминания слогов
ребѐнок должен осмыслить, понять, а не заучить слоговые слияния. Так называемые
«слоговые песенки распределены в определѐнной последовательности, в порядке,
который предусматривает усвоение слогов путѐм их «пения» (про маму: МА, МО,
МУ и т. д, про папу: ПА, ПУ, ПЫ ит. д., что вызывает огромный интересу детей,
развивает артикуляцию, дикцию, формирует правильное произношение.
Проводя игры со словом, уточняем, обогащаем и активизируем словарь
детей; учим правильно употреблять слова - названия предметов, признаков,
действий и объяснять их значения; объединять и различать по существенным
признакам предметы, правильно употреблять видовые и родовые слова- названия;
учим определять и называть местоположение предметов (слева, справа, между,
около, рядом) время суток (утро, день, вечер, ночь, сутки). Продолжительность
этапа усвоения слогов у детей различна, так как каждый
ребѐнок индивидуален в своѐм развитии. Выходом в слово дети овладевают в
разное время: кто раньше, кто позже. Работа по формированию навыка чтения носит
индивидуально- дифференцированный характер.
Работая над предложением и устной речью, обучаем детей
правильному согласованию слов в предложении, пересказыванию небольших сказок
и рассказов по содержанию картины или о предмете. В процессе обучения
происходит совершенствование диалогической речи детей; формирование умений
детей задавать вопросы и отвечать на них; заучивание наизусть стихотворений,
потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации,
диктуемой содержанием. Как и на предыдущем этапе, выход в предложение для
каждого ребѐнка индивидуален: ребята, раньше усвоившие слово как единицу речи,
успешнее выходят в предложение, затем в чтение текстов: отрывки произведений,
небольшие сказки, стихотворения.
Порядок изучения звуков, букв и слов, которые можно построить из этих букв,
не дают возможности с первых дней в период изучения «Азбуки» приводить
образцы прозы и поэзии. Поэтому до определенного периода останавливаемся на
отдельно взятых словах и предложениях. Но, как только начинается переход к
составлению слов и предложений, то далее надо стремиться насытить их богатым
содержанием, пользуясь при этом детской художественной литературой и
фольклором.
№п/п
Наименование раздела
1
Гласные звуки
2
Звуко-буквенный анализ слова
3
Составление слов
4
5
Место звука в слове
Составление предложений
6
Чтение
Формы аттестации /контроля
Опрос,
практическое занятие.
Игровые упражнения
Опрос,
практическое занятие.
Викторина
Дидактическая игра,
практическое занятие.
Итоговое занятие
«В стране букв и звуков»
Показатели развития
К концу года дети должны:
– делить слова на слоги;
– уметь составлять предложения из двух-четырех слов;
– членить простые предложения на слова;
– определять место звука в слове;
– давать характеристику звуку;
– самостоятельно составлять предложение;
– составлять рассказ с заданным количеством предложений;
– свободно пользоваться и самим составлять звуковые схемы слов;
– давать характеристику звуку;
– точно отвечать на поставленные вопросы педагога.
– овладевают позой пишущего человека;
– ориентироваться на листе;
– рисовать разнообразные линии;
– делить линию пополам;
– рисовать простые росчерки («петли», «ленты», «волна» и т. д.);
– дорисовывать начатые фигуры;
– вписывать элементы букв в конфигурацию росчерков;
– уметь писать (печатать) гласные буквы разных размеров (крупные и
мелкие);
—понимать задание и выполнять его самостоятельно;
—проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы;
—самостоятельно формулировать учебные задачи.
V. Организационно – педагогические условия
5.1 Календарный учебный график
Год
обучения
1 год
Дата
начала
обучения
1 сентября
Дата
окончания
обучения
29 мая
Количество
учебных
дней
Количество
учебных
недель
36
36
Количество
учебных часов
в месяц/в год
Режим
занятий
120/1080мин
1 занятие в
неделю по
30 минут
5.2 Условия реализации Программы
5.2.1. Материально – технические условия реализации Программы
Помещение: Для занятия требуется просторное, сухое с естественным доступом воздуха,
светлое
помещение,
отвечающее
санитарно- гигиеническим нормам. Столы
и стулья должны соответствовать росту детей. Учебная комната оформлена в
соответствии с эстетическими нормами. Игры и канцелярские
принадлежности
находятся в
доступных для детей индивидуальных шкафах.
Подсобное помещение: шкафдля хранения материалов для организации
математической деятельности. Технические средства: ноутбук, телевизор.
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для
реализации Программы (в расчете на количество обучающихся)
№
п/п
Наименование
Количество
1
Стол детский
5 шт.
2
Стул детский
10 шт
3
Стол письменный
1
4
Стул
1
5
Мольберт демонстрационный
1 шт.
6
Доска школьная
1 шт.
7
Доска магнитная
1шт.
8
Азбука магнитная
1набор.
9
Игрушки персонажи
5 шт.
10
Простые карандаши
10 шт.
11
Цветные карандаши
10 наборов
12
Ноутбук
1
13
Телевизор
1
14
Разрезная азбука
2 шт.
15
Наборное полотно
1 шт
16
20 шт
17
Рабочие тетради к учебно – методическому
пособию Е.В. Колесниковой
Буквы - пазлы
1набор
18
Демонстрационные наборы по темам
10 шт.
5.2.2 Кадровые условия
Реализация Программы обеспечивается воспитателем МА ДОУ № 16
Школьная Елена Евгеньевна, учитель - логопед (1квалификационная
категория).
Образование
Российский государственный профессионально-педагогический университет;
направление Психолого-педагогическое; квалификация – бакалавр,
Стаж
Педагогический стаж - 8 лет
В должности воспитателя - 3 года
Общий стаж -18
5.3. Формы аттестации/контроля оценочные мероприятия
Уровень достигнутых предметных результатов предполагается оценивать по
следующим показателям:
1.
Теоретическая подготовка по программе. Оцениваемые параметры:
Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана ДОП.
Критерии
оценки
– соответствие
теоретических знаний,
обучающихся программным требованиям.
Методы диагностики – беседа, устный опрос и др.
Владение специальной терминологией.
Критерии оценки – осмысленность и правильность использования специальной
терминологии.
Методы диагностики – беседа, устный опрос.
2.
Практическая подготовка по программе. Оцениваемые параметры:
Практические умения и навыки, предусмотренные программой. Критерии оценки соответствие практических умений и навыков программным требованиям.
Методы диагностики – наблюдение, контрольные задания.
3.
Эффективность программы предполагается оценивать по следующим
показателям:
высокий и средний уровень освоения детьми содержания предмета;
-устойчивый интерес детей к данному виду деятельности
наличие положительных мотивов посещения занятий);
высокий уровень познавательной активности детей.
Контроль за освоением программы проводится в конце второго года обучения. С
этой целью используется тетрадь «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7
лет. ФГОС ДО» Е.В. Колесниковой.
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Е.В. Колесникова «Развитие звукобуквенного анализа у детей 6-7 лет: учебно – методическое
пособие к рабочей тетради «От А до Я».- 3-е издание стер. Москва: Просвещение, 2023. -80
2. Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать! Обучение дошкольников чтению: Программаконспект.- СПб.: Акцидент, 1997. Журова Л.Е.,Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н.
обучение дошкольников грамоте.
3. Цуканова С.П, БетцЛ.Л. Формируем навыки чтения. Демонстрационные таблицы для обучения
грамоте и развития техники чтения у старших дошкольников. М.: Изд-во Гном,2012.
4. Эльконин Б. Методика обучения чтению. М.: Просвещение,1999.
5. Результаты мониторинга образовательного процесса. Уровни овладения необходимыми навыками
и умениями по образовательным областям. М.: Детство-Пресс,2012