02.06.2023
Консультация для педагогов
«Организация летней оздоровительной работы в детском саду»
Лето – особый период в жизни каждого ребёнка. От окружающих
его взрослых зависит то, как он проведет это время с пользой для здоровья,
развития эмоциональных и познавательных процессов.
Лето – это маленькая жизнь.
Именно в этот период дети получают максимум впечатлений,
удовольствия и радости от общения со сверстниками и новых открытий. Вместе с
тем, чем больше времени проводят дошкольниками на улице, тем больше внимания
взрослые должны уделять организации деятельности
детей в летний период.
Грамотное решение этих вопросов позволит избежать неприятностей и обеспечить
эмоционально насыщенную жизнь всем участникам образовательного процесса.
Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть
оздоровительной, она имеет свою специфику. Важно
всемерно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени и добиться, чтобы
ребёнок окреп, поправился и закалился, научился понимать и полюбить удивительный,
прекрасный мир растений и животных. Летом природа представляет большие
возможности для развития познавательных способностей дошкольников.
Воспитание здорового ребёнка – приоритетная, наиглавнейшая
задача дошкольной педагогики,
особенно в современных условиях. Проблема воспитания счастливой личности
напрямую связана со здоровьем этой личности. Как помочь подрастающему ребёнку
реализовать своё право на здоровье и счастливую жизнь? Одним из путей решения
этой проблемы является организация
работы по воспитанию дошкольников в летний период года. Летний отдых
детей оказывает существенное влияние на укрепление организма, сопротивляемость заболеваниям, создание положительных
эмоций. В летний период,
большие возможности предоставлено для закаливания, совершенствования защитных
реакций ребенка, широко используются солнечно-воздушные ванны и водные
закаливающие процедуры.
Все виды деятельности переносятся на воздух. Каждому виду
отводится место и время в распорядке дня.
Цели и
задачи работы в летний оздоровительный
период
Цель: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья
детей с учётом их индивидуальных особенностей.
Задачи:
1. Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепление
здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма.
2. Реализовать систему мероприятий, направленных на развитие
самостоятельности, инициативности, любознательности и познавательной
активности.
3. Проводить просвещения родителей по педагогическим, воспитательным, оздоровительным вопросам детей в летний период.
4. Повышение компетентности педагогов в вопросах организации летней оздоровительной работы,
мотивация педагогов на
улучшение качества организации
летнего отдыха дошкольников.
Направление образовательных областей
Задачи работы с
детьми:
«Физическое развитие»:
1. Укреплять здоровье детей путем повышения адаптационных
возможностей организма,
развивать двигательные и психические способности, способствовать формированию
положительного эмоционального состояния.
2. Всесторонне совершенствовать физические функции организма.
3. Повышать работоспособность
детского организма через различные формы закаливания.
4. Формировать интерес и потребность в занятиях физическими
упражнениями.
5. Удовлетворять естественную потребность в движении,
создавать условия для демонстрации двигательных умений каждого ребенка.
6. Способствовать предупреждению заболеваемости и детского травматизма.
«Художественно-эстетическое
развитие»:
1. Закреплять и углублять музыкальные впечатления,
полученные в течение года.
2. Поддерживать инициативу детей в импровизации.
3. Активизировать воображение, инициативу, творчество
ребенка.
4. Развивать основы музыкально-театральной культуры, духовно
обогащать детей положительными эмоциями
5. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании
художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные и
танцевальные импровизации.
6. Развивать коммуникативные навыки в различных
ситуациях общения: со сверстниками, педагогами, родителями и другими
людьми.
7. Приобщать детей к наблюдению за действительностью,
развивать умение видеть мир глазами творца-художника.
8. Предоставить свободу в отражении — доступными для ребенка
художественными средствами — своего видения мира.
9. Развивать умения передавать настроение, состояние,
отношение к изображаемому, экспериментировать с различными видами и способами
изображения.
10. Создавать максимальную свободу для проявления инициативы
и необходимое для этого физическое и психологическое пространство.
«Познавательное
развитие»:
1. Удовлетворять детскую любознательность, не подавляя при этом интереса к
узнаванию природы, формировать необходимые для разностороннего развития ребенка
представления о ней, прививать навыки активности и самостоятельности мышления.
2. Развивать навыки общения со сверстниками, взрослыми и
окружающей природой с ориентацией на ненасильственную модель поведения.
3. Обеспечить широкие возможности для использования всех
пяти органов чувств:
видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные
элементы окружающего мира.
«Социально
– коммуникативное развитие»:
1. Развивать игровую деятельность воспитанников;
2. Приобщение к элементарным общепринятым нормам
взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
3. Продолжать работу по
формированию гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических
чувств;
4. Развивать трудовую деятельность, воспитывать ценностное
отношение к собственному труду, труду других людей, его результатам;
5. Формировать представление об опасных для человека и
окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.
«Речевое
развитие»
1. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
2. Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической
стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной
речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.
3. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
4. Речевое стимулирование (повторение, объяснение,
обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение) - формирование
элементарного реплицирования.
5. Поддержание социального контакта
6. Совместная предметная и продуктивная деятельность
детей (коллективный монолог).
7. Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей.
Принципы
планирования оздоровительной
работы.
При
планировании оздоровительной
работы в дошкольных отделениях следует придерживаться
следующих принципов:
1. комплексное использование профилактических, закаливающих
и оздоровительных технологий;
2. непрерывное проведение профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий;
3. преимущественное использование немедикаментозного оздоровления;
4. использование простых и доступных технологий;
5. формирование положительной мотивации у детей медицинского
персонала и педагогов к
проведению профилактических закаливающих и оздоровительных мероприятий;
6. повышение эффективности системы профилактических и оздоровительныхмероприятий за счет
соблюдения элементарных правил и нормативов:
оптимального двигательного режима, физической нагрузки, санитарного состояния
учреждения, организации питания,
воздушно-теплового режима и водоснабжения.
Организация физкультурно- оздоровительной работы с детьми:
• утренняя гимнастика;
• прогулка;
• двигательная активности ;
• полоскание полости рта после еды;
• сон без маек, при открытых форточках (в теплое время);
• проветривание помещение;
• гимнастика после дневного сна с закаливающими процедурами;
• хождение по ребристой дорожке;
• занятия, прогулки, походы;
• совместные досуги с родителями;
• спортивные праздники и развлечения;
• неделя здоровья;
• соревнования;
Формы оздоровительных мероприятий в летний период:
1. Организованная образовательная
деятельность это основная форма организованного систематического
обучения детей физическим упражнениям. Организация НОД должна исключать возможность перегрузки
детей, не допускать их переутомления или нарушения деятельности физиологических
процессов и структур организма,
в частности костно-мышечной и сердечно-сосудистой как наиболее нагружаемых при
физических упражнениях. Упражнения подбираются в зависимости от задач
непосредственной образовательной деятельности, от возраста, физического
развития и состояния здоровья детей, физкультурного оборудования.
Планируются организованные формы
образовательной деятельности с включением подвижных игр, спортивных упражнений
с элементами соревнований, пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту
(простейший туризм, праздники, развлечения 3 раза в неделю в часы наименьшей
инсоляции (до наступления жары или после ее спада).
Продолжительность организованной образовательной деятельности: Младшая группа – 20 минут Старшая группа.
— 25 минут Подготовительная группа — 30 минут
2. Утренняя гимнастика. Цель проведения – повышение
функционального состояния и работоспособности
организма, развитие моторики, формирование правильной осанки,
предупреждение плоскостопия. Традиционная гимнастика включает в себя простые
гимнастические упражнения с обязательным включением дыхательных упражнений;
упражнения с предметами и без предметов; упражнения на формирование правильной
осанки; упражнения с использованием крупных модулей, снарядов, простейших
тренажеров. Коррекционная гимнастика включает в себя комплексы специальных
упражнений в соответствии с характером отклонений или нарушений в развитии
детей.
3. Подвижные игры. Рекомендуются игры средней и малой
подвижности. Выбор игры зависит от педагогических
задач, подготовленности, индивидуальных особенностей детей. Виды игр: • сюжетные (использование при объяснении
крошки-сказки или сюжетного рассказа); • несюжетные с элементами
соревнований на разных этапах разучивания; • дворовые; • народные; • с
элементами спорта (бадминтон, футбол, баскетбол).
Подвижные игры проводятся на воздухе, на спортивной площадке ежедневно, в часы
наименьшей инсоляции. Продолжительность игр для всех возрастных групп 10—20
минут.
4. Двигательные разминки (физкультминутки, динамические
паузы). Их выбор зависит от интенсивности и вида предыдущей
деятельности.
Варианты:
• упражнения на развитие мелкой моторики;
• ритмические движения;
• упражнения на внимание и координацию движений;
• упражнения в равновесии;
• упражнения для активизации работы глазных яблок.
• упражнения в равновесии;
• упражнения для активизации работы глазных мышц;
• гимнастика расслабления;
• корригирующие упражнения (в соответствии с характером
отклонений или нарушений в развитии детей);
• упражнения на формирование правильной осанки;
• упражнения на формирование свода стопы. Проводятся на
воздухе, на спортивной площадке ежедневно, в часы наименьшей инсоляции.
Продолжительность:
старшая группа — 10 минут;
подготовительная группа— 12 минут.
5. Элементы видов спорта, спортивные упражнения.
Способствуют формированию специальных двигательных навыков, воспитанию волевых
качеств, эмоций, расширению кругозора детей. Виды спортивных упражнений:
• катание на самокатах;
• езда на велосипеде;
• футбол;
• баскетбол;
• бадминтон.
Прикладное значение спортивных упражнений: восприятие соответствующих трудовых навыков
и бережное отношение к инвентарю. Проводятся на воздухе, на игровой или
спортивной площадке ежедневно, в часы наименьшей инсоляции.
Продолжительность:
младшая группа – 10 минут
старшая группа — 12 минут;
подготовительная группа — 15 минут.
6. Гимнастика пробуждения. Гимнастика после дневного сна.
Гимнастика сюжетно-игрового характера. Разминка после сна проводиться с
использованием различных упражнений:
• с предметами и без предметов;
• на формирование правильной осанки;
• на формирование свода стопы;
• имитационного характера;
• сюжетные или игровые;
• с простейшими тренажерами (гимнастические
мячи, гантели, утяжелители, резиновые кольца, эспандер);
• на развитие мелкой моторики;
• на координацию движений;
• в равновесии
• на развитие мелкой моторики;
• на координацию движений;
• в равновесии. Место проведения – спальня. Гимнастика
пробуждения для всех возрастных групп продолжительностью— 3—5 минут. Гимнастика
после дневного сна для всех возрастных групп — 7— 10 минут.
7. Индивидуальная работа в режиме дня. Проводится с отдельными детьми или по
подгруппам с целью стимулирования к двигательной активности, самостоятельным
играм и упражнениям. Предусматривает оказание помощи детям, не усвоившим
программный материал на занятиях, имеющим нарушения в развитии. Содействует
укреплению здоровья и улучшению физического развития ослабленных детей,
исправлению дефектов осанки. Проводится в спортивном зале. Время
устанавливается индивидуально.
8. Закаливающие мероприятия. Система мероприятий с учетом
состояния здоровья, физического развития, индивидуальных особенностей детей: элементы закаливания в повседневной жизни
(умывание прохладной водой, широкая аэрация помещений);
• закаливающие мероприятия в сочетании с физическими
упражнениями (правильно организованная
прогулка, солнечные и водные процедуры в сочетании с физическими упражнениями);
процедуры, которые назначаются врачом.
Организация детской деятельности
Все виды деятельности переносятся на воздух. Каждому виду
отводится место и время в распорядке дня. Надо иметь в виду, что организовать летний отдых детей
не значит предоставить им полную свободу в выборе, их необходимо объединять их
для коллективной игровой деятельности. Неправильно организованная детская деятельность, приводит к усталость, и к
излишнему возбуждению.
Создание условий для всестороннего развития детей.
- Переход на режим дня в соответствии с теплым
периодом года: Прием детей на участках детского сада, прогулка – 4-5 часов,
сон – 3 часа, образовательная деятельность на свежем воздухе.
- Организация водно-питьевого режима: Наличие чайника, охлажденной кипячёной воды,
одноразовых стаканчиков.
- Организация закаливающих процедур: наличие индивидуальных полотенец для рук и
ног; таза, лейки; индивидуальных стаканчиков для полоскания зева и горла.
Условия для физического развития
- Организация безопасных
условий пребывания детей в дошкольных отделениях: Наличие
аптечки первой помощи, исправного оборудования на прогулочных площадках.
- Формирование основ безопасного поведения и привычки к
здоровому образу жизни: Наличие дидактического
материала для: работы по ОБЖ, обучения детей правилам дорожного движения, работы по ЗОЖ.
- Организация оптимального
двигательного режима: Наличие физкультурного
оборудования, проведение коррекционной и профилактической работы (коррекция,
осанки, плоскостопия и др.) Организация образовательной деятельности по физической
культуре, спортивных праздников и развлечений. Условия для познавательного
развития
- Организация труда
и наблюдений в природе: Наличие цветника, огорода,
уголка природы в группах; оборудования и пособий (лопатки, лейки, грабли).
- Организация игр
с песком и водой: Наличие исправных песочниц
на участках, лейки для обработки
песка, лопат. Условия для развития изобразительного творчества
- Организация изобразительного
творчества и ручного труда: Наличие
традиционных и нетрадиционных материалов для изобразительной деятельности и
ручного труда (картон, цветная бумага, клей, ножницы, нитки,
тесто, ткань, овощи). Организация
выставки детских работ.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.06.2023
Дата обновления: 17.06.2023
Дата публикации: 02.06.2023