ДОП АБВГДейка

№п/п
РАЗДЕЛI
1.1
1.1.1

Содержание

ЦЕЛЕВОЙ
Пояснительная записка
Цели и задачи реализации дополнительной программы по
обучению чтению «АБВГДейка»
1.1.2
Возрастные особенности детей
Принципы построения и реализации дополнительной
1.1.3
Образовательной программы
Планируемые результаты освоения дополнительной
1.2
образовательной программы
РАЗДЕЛII СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1
Содержание дополнительной образовательной программы.
Организация процесса обучения
2.2
Учебный план
2.3
Календарно-тематическое планирование
2.4
Календарный учебный график
2.5
2.6
Учебный план
РАЗДЕЛIII ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Материально-техническое обеспечение дополнительной
3.1
образовательной программы «АБВГДейка»
3.2
Оценочные материалы
3.3
Сотрудничествоссемьѐй
3.4
Педагогические технологии
3.5
Условия реализации дополнительной программы
3.6
Список методической литературы

Страница
3
3
8
9
11
12
13
13
14
15
15
23
23
24
24
27
32
34
36
38

РАЗДЕЛ I ЦЕЛЕВОЙ
1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Модифицированная

дополнительная

образовательная

программа

«АБВГДейка» является программой дополнительного образования по обучению
детей грамоте, которая разработана на основании методик предложенных такими
авторами как Н.В. Нищева, Л.Е.Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская.
Дополнительная образовательная программа «АБВГДейка» (далее – ДОП
«АБВГДейка») разработана в соответствии с действующими нормативными
документами:
– Законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями);
– Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N
1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования» (с изменениями и дополнениями);
– Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2020 г.N 1441 «Об
утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
– Федеральный закон от 17 декабря 1999 г. N 212-ФЗ «О внесении изменений
и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» (с
изменениями и дополнениями)»;
– Санитарные

правила

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-эпидемиологические

требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи (утверждены постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в
Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573);
– Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.
3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
– Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N
1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления

Образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам дошкольного образования»;
– Приказом Министерством Просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об
утверждении порядка организации осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
– Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26
августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника
должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные
характеристики должностей работников образования»»;
– Приказом Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. N
1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;
– Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013
г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего
общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями и дополнениями)»;
– Постановлением правительства РФ от 20 октября 2021 г. N 1802 «Об
утверждении правил размещения на официально сайте образовательной организации
в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления
информации об образовательной организации, а также о признании утратившими
силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов правительства РФ»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 10 декабря 2013 г.
N1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации,
подлежащей самообследованию»;
- Уставом

муниципального

автономного

дошкольного

образовательного

учреждения «Детскийсад№16».
- Данная ДОП «АБВГДейка» разработана на основе авторской программы
по обучению чтению Н.В. Нищевой «Обучение грамоте детей дошкольного
возраста», а также пособия «Обучение дошкольников грамоте» (авторы
Л.Е.Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская) и дидактических
материалов Н.В. Дуровой в четырех книгах «Поиграем в слова»,
«От слова к звуку», «От звука к букве», «Читаем сами».

Направленность: ДОП «АБВГДейка» направлена на обучение грамотев
игровой и занимательной форме, на совершенствование устной речи,
формирование запаса знаний, умений, навыков, создающих предпосылки для
успешного перехода к следующему этапу обучения
и

письму

–чтению

вшколе, создание условий для

осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и
эмоционального читателя, формирует речевое развитие и развитие познавательных
процессов, ориентирует на общее всестороннее гармоничное развитие ребенка, на
обеспечение эмоционального благополучия.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:
ДОП «АБВГДейка» органически соединяет традиции отечественной
педагогики и новейшие достижения в методике дошкольного обучения.
Наряду с развитием речи программа включает в себя курс обучения
грамоте. Это практический курс, задачи которого состоят в том, чтобы научить
детей читать, вырабатывать у детей умении и навыки для овладения устными и
письменными формами речи, доступными для детей подготовительного к школе
возраста.
Последовательное усвоение понятий «слово», «звук», «слог», «буква»,
«предложение» в различных игровых упражнениях формирует у ребенка
осознание

речи,

ее

произвольность.

увлекательных игр и упражнений

Программа
со

предоставляет
звуками,

систему
буквами,

словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит
понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а
также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной
координации.
Отличительные особенности:
Содержание ДОП «АБВГДейка» разработано с учѐтом преемственности
дошкольного и начального общего образования:


Знакомство с буквой и звуком;



Характеристика звука;



изучение аккустико - артикуляционных особенностей звуков, отнесение их

к определѐнной группе (гласные – согласные, звонкие – глухие, ударные –
безударные);



чтение слогов-слияний, сложных слогов, слов, предложений, текстов;
выделение звука в слове (проговаривание и разучивание чистоговорок,
скороговорок, стихотворений с аллитерацией);



обучение приѐмам узнавать, различать и выделять отдельные звуки;



работа над лексическим значением слов;



слушание стихотворений, сказок;



выполнение заданий на классификацию;



игры со словами (разгадывание загадок, шуток, чтение слов в разных
направлениях);



составление цепочки слов, поиск ошибок в тексте;



пальчиковые игры;



анализ и синтез графических букв;
подготовка руки к письму (штриховка, раскрашивание, обведение шаблонов,



печатание элементов букв, выкладывание букв из различных материалов,
графические диктанты).
Возраст детей: программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста
6- 7лет.
Объём общеобразовательной программы – 17 часов в год
Срок освоения ДОП-1 год
Режим занятий: занятия проходят 1 раз в неделю, продолжительностью 30
минут.
Перечень форм обучения:
В занятия включены разные виды игр: дидактические, игры-соревнования,
ситуативные, подвижные.

В

играх

формируются

мыслительные операции: фонематический анализ и синтез, представление,
абстрагирование, сравнение (сравнение слов по их звуковому составу, соотнесения
различных типов слов между собой, подбору слов, имеющих определенную звуковую
структуру, ит. п.). Материал,

предлагаемый

характер, не содержит сложных

и

непонятных

ребенку, имеет занимательный
заданий. Ориентируясь

на

возрастные особенности детей дошкольников, в занятия введено большое
количество игр и игровых ситуаций, способтвующих реализации задач на
общение. Важную роль играет развитие умения внешне выражать свои
внутренние эмоции, правильно понимать эмоциональное состояние собеседника,
проявляя свои индивидуальные способности, при этому ребенка развивается умение
адекватно оценивать деятельность, направленную на анализ собственного
поведения и поступков сверстников.
Принципы построения программного содержания:


От простого– к сложному.



Доступность содержания программного материала.



Систематичность и последовательность программного материала.



Учѐт возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.



Дифференцированность обучения.



Обучение с опорой на «зону ближайшего развития» детей.

Занятия по дополнительной программе «АБВГДейка» проводятсяс детьми во
второй половине дня один раз в неделю по 30 минут (подготовительный к школе
возраст).
Планируемое количество детей – 8-12 детей.
Формы работы: групповая, индивидуальная работа.
Воспитание и обучение в кружке «АБВГДейка» ведутся на государственном языке
Российской Федерации – русском языке.
1.1.1 Цели и задачи реализации дополнительной общеобразовательной
программы по обучению грамоте «АБВГДейка».
Цель программы дополнительного образования:
Овладение навыками осознанного чтения и связной речи, привитие любви к русскому
языку.
Задачи:
 Создать условия для развития у детей фонематического и фонетического слуха,
умения проводить звуковой анализ слов;
 содействовать усвоению детьми графического образа буквы,
овладению по слоговым механизмом чтения;

 способствовать развитию
мелкой
элементарных графических умений;

моторики, совершенствованию у детей

 создать условия для накопления, обогащения и активизации словарного запаса. Для
решения поставленных задач и реализации программы используется комплекс
методов.
I. Теоретические методы:


Анализ психолого- педагогической литературы и методической литературы
по обучению чтению; 



Синтез результатов исследования по обучению; 



Моделирование и проектирование программы.
II. Эмпирические методы:



Беседы с детьми, наблюдения за их деятельностью; 



Методы психолого-педагогической диагностики; 



Методы математической статистики. 
III. Изучение и обобщение передового педагогическогоопыта.
Формы работы:

 Знакомство с буквой и звуком;
 Характеристика звука;
 изучение аккустико-артикуляционных особенностей звуков, отнесение их
к определѐнной группе (гласные – согласные, звонкие – глухие, ударные
–безударные);
 чтение слогов-слияний, сложных слогов, слов, предложений, текстов;
 выделение звука в слове (проговаривание и разучивание чистоговорок,
скороговорок, стихотворений с аллитерацией);
 обучение приѐмам узнавать, различать и выделять отдельные звуки;
 работа над лексическим значением слов;
 слушание стихотворений, сказок;
 выполнение заданий на классификацию;
 игры со словами (разгадывание загадок, шуток, чтение слов в
разных направлениях);


составление цепочки слов, поиск ошибок в тексте;

 пальчиковые игры;
 анализ и синтез графических букв;

подготовка руки к письму (штриховка, раскрашивание, обведение шаблонов,
печатание элементов букв, выкладывание букв из различных материалов,
графические диктанты);
 работа с книгой.

беседы, работа с наглядным материалом
чтение художественной литературы
Таблица1– Формы работы с детьми
Активно используются вариативные формы обучения: Фронтальная и индивидуальная
Формы работы

Фронтальные: подача учебного материала всему коллективу детей, на этих
занятиях важен «эффект эмоционального воздействия и сопереживания», что
приводит к повышению умственной активности, побуждает ребенка к самовыражению
(интегрированные и итоговые занятия, интеллектуальные игры).
Индивидуальные: используется при возникновении затруднения, не уменьшая
активности детей и содействуя выработке навыков самостоятельной работы.
В индивидуальных занятиях нуждаются дети с явно выраженными
способностями к той или иной деятельности, дети с доминирующим познавательным
интересом.

Принципы отбора содержания программы связаны с преемственностью
целей образования при
переходе
от
одной
возрастной
группы
к
другой, логикой предметных связей, а также с возрастными
особенностями воспитанников.
Методическое обеспечение программы представлено перспективным
планированием деятельности кружка «АБВГДейка» для детей подготовительной к
школе группы (6-7 лет). Сроки реализации дополнительной образовательной
программы 1 год.
В содержании работы дополнительного образования «АБВГДейка»
представлены конспекты занятий для детей подготовительной групп детского
сада, разработанные на основе парциальной программы Н.В. Нищевой «Обучение
грамоте детей дошкольного возраста».
1.1.2 ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ
В 6-7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им
непроизвольно (т.е. без специальной цели) запомнить достаточно большой

объем информации. Дети также могут самостоятельно ставить
перед собой
задачу что либо запомнить, используя при этом простейший механический
способ запоминания
- повторение. Однако, в отличие от малышей, они
делают это либо шепотом, либопро
себя.
Если задачу на
запоминание ставит взрослый, ребенок может использовать более сложный
способ-логическое связи. Но, несмотря на возросшие возможности детей 6-7 лет
целенаправленно запоминать информацию с использованием различных
упорядочивание: разложить запоминаемые картинки по группам, выделить
основные события рассказа. Ребенок начинает относительно успешно
использовать новое средство —слово (в отличие от детей старшего возраста,
которые эффективно могут использовать только наглядно-образные средства
картинки, рисунки). С его помощью он анализирует запоминаемый материал,
группирует его, от носяк определенной категории предметов или явлений,
устанавливает логические средств и способов, непроизвольное запоминание
остается наиболее продуктивным до конца дошкольного детства. Девочек отличает
больший объем и устойчивость памяти.
Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным
контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и не знакомыми).
Дети не только правильно произносят,
но и
хорошо различают
фонемы
(звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет
им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы
существительных, прилагательных, глаголов.
Более
того,
в этом
возрасте
дети чутко
реагируют на различные грамматические ошибки как
свои, так и других людей, у них наблюдаются первые попытки осознать
грамматические особенности языка. В своей речи старшийдошкольник
все
чаще
использует
сложные
предложения
(сочинительными и подчинительными связями). В 6- 7 лет увеличивается
словарный запас. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей,
представлений, впечатлений, эмоций, при описании предметов, пересказе и т.п.
Наряду с этим существенно повышаются и возможности детей понимать
значения слов. Они уже могут объяснить малоизвестные или неизвестные
слова, близкие или противоположные по смыслу, а также переносный смысл слов
(в поговорках и пословицах). Причем детское понимание их значений часто
весьма схожес общепринятым.
В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на
вопросы, сам задает вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики
с
репликами других. Активно развивается и другая форма речи монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или
рассказывать. В этом возрасте высказывания детей все больше теряют черты
ситуативной речи. С тем, чтобы его речь была более понятна
собеседнику,
старший дошкольник активно использует различные экспрессивные средства:

интонацию, мимику, жесты. К 7годам появляется речь- рассуждение. Важнейшим
итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что
к концу этого периода она становится подлинным средством, как общения, так и
познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.
К концу дошкольного детства ребенок формируется как будущий
самостоятельный читатель. Его интерес к процессу чтения становится все более
устойчивым. Ввозрасте 6-7лет он воспринимает книгу в качестве основного
источника получения информации
о
человеке и окружающем
мире.
В условиях общения ивзаимодействия со взрослым он активно
участвует в многостороннем анализе произведения
(содержание, герои,
тематика, проблемы). Ребенок знакоми ориентируется в разных родах и жанрах
фольклора и художественной литературы.
Многие дошкольники в этом возрасте уже способны самостоятельно выбирать
книгу по вкусу, из числа предложенных. Достаточно просто узнают
и пересказывают прочитанный текст с использованием иллюстраций. Дети
проявляют творческую активность: придумывают концовку, новые сюжетные
повороты, сочиняют небольшие стихи, загадки, дразнилки. Под руководством
взрослого инсценируютотрывки из прочитанных и понравившихся произведений,
примеряют на себя различные роли, обсуждают со сверстниками поведение
персонажей. Знают наизусть много произведений, читают их выразительно,
стараясь подражать интонации взрослого или следовать его советам по
прочтению. Дети способны сознательно ставить цель заучить стихотворение
или роль в спектакле, адля этого неоднократно повторять необходимый текст.
Они сравнивают себя сположительными героями произведений, отдавая
предпочтение добрым, умным,сильным,
смелым.
Играя
в
любимых
персонажей,
детимогут переносить отдельные элементы их
поведения в свои отношения со сверстниками.
К концу дошкольного детства ребенок накапливает достаточный
читательский опыт. Тяга к книге, ее содержательной, эстетической и
формальной сторонам -важнейший итог
развития дошкольникачитателя. Место и значение книги в его жизни главный показатель
общекультурного состояния и роста ребенка 7 лет. Подготовка руки к письму.
Дети осваивают написание печатных букв и основных элементов письменных.
Учатся вписывать их в рабочую строку в соответствии с заданными условиями.
1.1.3 Принципы

построения

и

реализации

дополнительной

общеобразовательной программы
В

основе

реализации

дополнительной

программы

по обучению чтению

Лежит системно действенный подход, который предполагает реализацию следующих
принципов: Программа разработана с учетом основных принципов:
1. Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала
«отпростогоксложному»,всоответствииспознавательнымивозрастнымивозможнос
тямидетей).
2. Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала).
3.Наглядности

(предлагает

наличие

большого

количества

наглядного,

раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий).
4. Индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников).
5.

Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей

их достижения).
6.

Интенсивности (использование на занятиях различных приемов интенсификаци

и, аудиовизуальных методов обучения).
1.2 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Членить предложения на слова;



Соотносить буквы и звуки;



Называть звуки и слоги в словах;



Находить слова с определѐнным звуком;



Определять место звука в слове;



Проводить звуковой анализ слова;



Владеть основами плавного слогового чтения;



Читать односложные слова со стечением согласных;



Читать простое двусоставное предложение без предлога;



Читать простое предложение с предлогом;



читать доступные по содержанию тексты (небольшие
рассказы, стихотворения, сказки);



отвечать на вопросы, понимать прочитанное, пересказывать прочитанное



обводить контуры, аккуратно заштриховывать фигуры;



правильно держать ручку, карандаш;



классифицировать, сравнивать, находить простейшие закономерности.

РАЗДЕЛ II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1. Содержание дополнительной образовательной программы.
Основные задачи при работе – развитие звукобуквенного анализа, развитие
фонематического восприятия, подготовка руки к письму –решаются на протяжении
всего учебного года. Предмет изучения–звуки и буквы русского языка по общепринятым
группам (гласные, согласные, звонкие, глухие согласные). Каждое занятие начинается
с изучения звука: дети учатся выделять из слова, уточняется его произношение,
определяется место звука в слове, одновременно дети знакомятся с графическим
изображением звуков: красный квадрат–гласный, синий–твердый, зеленый
–мягкий согласный звук. Затем детям представляется буква, обозначающая изучаемый
звук.
Главное на этом этапе – научить детей не путать понятия звук и буква; звук мы
слышим и произносим, букву видим и пишем. Работа по изучению звука и буквы
проводится на каждом занятии, и к концу года у детей формируется четкое
представление о них. Дети учатся писать печатную букву с использованием образца и
ограничения клеткой. Обучение написанию букв позволяет решать главную задачу –
развитие звукобуквенного анализа, а также способствует развитию графических
навыков.
С детьми 6-7 лет не ставится задача научить детей читать и писать, основная
задача
–
приобщение
детей
к
материалу,
дающему
пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную
сферу ребенка. Вот почему им предлагаются веселые стихи, загадки, стихи, игровые
упражнения с буквами и звуками, что делает обучение интересным. Работа по данной
методике предусматривает обучение звукобуквенному анализу детей 6-7 лет на
материале алфавита, однако последовательность изучения отличается от школьной
(традиционной).
Знакомство со звуками и буквами русского алфавита начинается с гласных А, О, У,
Ы, И, потому что они хорошо слышны в начале слова, в середине и конце; и
обозначаются- красными квадратами. Дети 7 лет знакомятся с согласными: М, С, Х, Р,
Ш, Н, так как они хорошо «тянутся- пропеваются» и их легко можно соединить с
гласными в обратных и прямых слогах (а-м-м,м-м-а ). Затем переходят чтению коротких
слов: мак, оса, сам, сом, муха… и т.д. и знакомятся с графическим изображением
предложения. На занятиях часто используются «файлы», специально подготовленные
задания для автоматизации навыков слияния букв, слогов и слов. А также на занятии
используются дидактические игры: «читайка», «раз словечко, два словечко», «подбери
слово», «закончи слово», предложения», слова потерялись» и т.д. Работа с разрезной
азбукой помогаетдетям лучше усвоить звуковой анализ слова.
В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а













педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части.
Все занятия проводятся в доступной игровой форме.
Содержание, игры, упражнения изменяются по мере появления новых материалов в
литературе, новых методик и технологий.
Данная система занятий позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом,
выделять особенности слов, сравнивать, находить правильное решение. У детей
развивается интерес к языку, формируется творческое мышление, складывается система
знаний о языке. Учитывая постепенность усложнения, эти понятия усваиваются в
определенной последовательности:
Звуки окружающего мира;
Звуки, произносимые человеком (речевые звуки);
Гласные звуки;
Согласные звуки (безклассификации);
Согласные твердые и мягкие;
Согласные звонкие и глухие.
Параллельно даются понятия:
Слово;
Слог;
Предложение;
Заглавная буква;
Вопросительное предложение;
Ударение.
Программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию,
изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
2.2 Организация процесса обучения
Программа состоит из пяти этапов:
I. До буквенный, звуковой период обучения.
Предшествует знакомству и работе ребенка с буквами. Ребенку показывают, что
речь «строится» из звуков. Взрослый играет с ребенком в звуковые игры, цель которыхвыделение в словах определенных звуков.
II. Звуковой анализ слов.
Ребенка учат определять отдельные звуки в слове, различать твердую и мягкую
пару
согласных,
выделять
ударный
гласный
звук.
Затем
учат выделять все звуки в словах из трех – пяти звуков и фиксировать их с помощью
фишек (кусочков картона, пуговиц, мозаики).
III. Буквенный период обучения.
Ребенка знакомят с алфавитным обозначением звуков с помощью картинной
азбуки, кубиков или выкладывая изображения букв из палочек, рисуя буквы на снегу или
песке, на запотевшем стекле, отыскивая знакомые буквы в вывесках магазинов и
заголовках газет. Все это помогает сделать обучение ненавязчивыми интересным.

IV. Слоговой период обучения.

На первых порах обучения ребенка слог является основной единицей чтения.
Ребенка учат читать слоги протяжно, как бы «пропевая» их. Это поможет ребенку
избежать «рубленого» слога, который замедляет переход от слогового чтения к чтению
словами.
V.
Слияние слогов в слова
В первую очередь, на этом этапе следует рекомендовать работу со столбиками
слов, имеющих одинаковое начало или конец. Это упражнение очень хорошо
автоматизирует навык чтения и облегчает сам процесс прочитывания, т.к. относительно
новыми для детей в прочитываемых словах всякий раз оказываются несколько букв, а не
все слово целиком.
Основная форма организации работы с детьми - фронтальные занятия с
осуществлением
дифференцированного
подхода
при
выборе
методов обучения в зависимости от возможностей детей.
2.3 Учебный план
№
Раздел
п/п
1 Работа со звуком
2 Работа со слогом
3 Работа со словом
4 Работа с предложением
5 Открытое занятие
Итого:

Всего часов
30
10
8
7
1
56

В том числе
Теория
Практика
0
30
0
10
3
5
2
5
0
1
5
51

2.4 Календарно- тематическое планирование занятий по обучению
дошкольников грамоте
месяц
сентябрь

№
п/п
1

Тема

Содержание работы

Звук[а]и буква
АЗвук[у]и
буква У

Ознакомление с артикуляцией звука[а]. Формирование
умения узнавать звук[а] в ряду гласных звуков, ударный
начальный звук [а] в словах. Знакомство с буквой А.
Конструирование и печатание буквы А. Формирование
умения узнавать букву А в словах
Ознакомление с артикуляцией звука [у].
Формирование умения узнавать звук [у] в ряду
гласных звуков,
Ударный начальный звук [у] в словах. Знакомство с
буквой У. Конструирование и печатание буквы У.
Формирован ие умения узнавать букву У в словах.
Составление и чтение слияний
АУ, У

2

Формирование умения различать звуки[а],[у] в ряду
Слоги АУ,УА
Звук[о]и буква О звуков, слияний гласных, в начале слов.
Закрепление знания букв А, У. Печатание и чтение
слияний АУ, УА. Закрепления навыка узнавания букв А,У

3

4

октябрь

1

в словах
Ознакомление с артикуляцией звука [о].
Формирование умения узнавать звук [о] в ряду
Гласных звуков,
Ударный начальный звук[о]в словах. Знакомство с букво
Й О. Конструирование и печатание буквы О.
Формирование умения
Узнавать букву О в словах. Составление и чтение слияний
АО, ОА,
УО, ОУ
Звук[и]и буква И Ознакомление с артикуляцией звука [и].
Звук[т] и буква Т Формирование умения узнавать звук [и] в ряду
Гласных звуков,
Ударный начальный звук[и]из слова. Знакомство с буквой
И. Конструирование и печатание буквы И. Формирование
Умения узнавать букву И в словах. Составление и чтение
Слияний ИА, АИ, ИУ, УИ, ИО, ОИ
Ознакомление с артикуляцией звука [т]. Формирование
навыка выделения конечного и начального звука
[т] из слов. Формирование умения подбирать слова,
Заканчивающиеся звуком[т]. Формирование умения
подбирать слова, начинающиеся со звука [т].
Формирование умения делить двусложные слов(тата,
тото) на слоги. Знакомство с буквой Т. Конструирование
и печатание буквы Т. Чтение обратных и прямых
Слогов с буквой Т. Чтение двусложных
Слов с буквой Т. Узнавание буквы Т в словах.
Ознакомление с правилом
«Имена людей и клички животных пишутся с большой
буквы»
Слоги
Подбор слов на заданные звуки. Синтез и анализ слогов
Звук[п]и буква П из двух звуков. Слоговой анализ двусложныхслов.
Составление и чтение слогов и слов из пройденных
букв. Формирование умения
Различать правильно и не правильно написанные буквы.
Закрепление знания правила
«Имена людей и клички животных пишутся с большой
буквы»
Ознакомление с артикуляцией звука [п]. Формирование
умения выделять конечный и начальный
начинающихся со звука[п]. Деление двусложных слов
(папа) на слоги.
Знакомство с буквой П. Конструирование и печатание
буквы П.
Чтение обратных и прямых слогов с буквой П. Чтение
Двусложных слов с буквой П. Узнавание буквы П в
словах

Слог-слияния

Закрепление знания пройденных букв и
Умения читать слоги и слова с ними. Формирование
навыков звукового анализа и синтеза открытых и
закрытых слогов. Совершенствование навыка
конструирования и трансформирования пройденных букв

из различных материалов

2

3

4

ноябрь

1

2

3

Звук[н] и буква Н Ознакомление с артикуляцией звука [н]. Формирование
умения выделять конечный и начальный звук[н].
Формирование навыка подбора слов, заканчивающих ся
звуком [н].Формирование навыка подбора слов,
начинающихся со звука [н]. Деление двусложных слов
(Нина, Ната, нота) н а слоги. Буква Н. Конструирование и
печатание буквы Н. Чтение обратных и прямых слогов с
буквой Н. Чтение двусложных
Слов с буквой Н. Узнавание буквы Н в словах
Звук[м] и
Знакомство с буквой Мм и звуком (м).Формирование
буква М
умения находить новую букву среди других букв
алфавита. Формирование навыка чтения слогов,слов,
предложений с новой буквой. Формирование
представления о предложении. Развитие фонематических
представлений, зрительного и слухового внимания, общей
и тонкой моторики, координации речи с движением.
Слоги
с
Различение звуков [н]-[м] в ряду звуков, слогов, слов.
пройденными
Подбор слов на заданный звук. Синтез и анализ слогов из
звуками
двух звуков. Слоговой анализ двусложных слов.
Составление и чтение слогов и слов
Из пройденных букв. Закрепление знания правила
«Имена людей и клички животных пишутся с большой
буквы»
Звук[к] и буква К Ознакомление с артикуляцией звука [к]. Выделение
конечного
и
начального
звука
[к].
Подбор
слов, заканчивающихся звуком [к]. Подбор слов,
начинающихся со звука [к]. Деление двусложных
слов(маки, мука, кати) на слоги. Буква [к].
Конструирование и печатание буквы [к]. Чтение
обратных и прямых слогов с буквой (к). Чтение
односложных и двусложных слов с буквой [к]. Узнавание
буквы [к] в словах.
Работа со словом Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа.
Совершенствование
умения
подбирать
слова, начинающиеся с заданных звуков.
Формирование умения определять место заданного звука в
слове. Совершенствование умения различать правильно и
не правильно написанные буквы.
Совершенствование навыка чтения слогов, слов,
предложений с пройденными буквами.
Предложение
Совершенствование
умения
подбирать
слова,
начинающиеся
с
заданных
звуков.
Совершенствование умения определять место заданного
звука в слове. Формирование навыков звуко-буквенного
анализа(умение
вставлять
недостающую
букву в слово). Совершенствование умения различать
правильно и не правильно написанные буквы.
Совершенствование навыка чтения слогов, слов,
предложений с пройденными буквами.

декабрь

4

Слова

1

Звуки[б],[б’]и
буква Б
Повторение и
Закрепление
пройденного

Совершенствование навыка выделения начальных и
конечных звуков из слов. Закрепление знания пройденных
букв, умения читать слоги, слова, предложения с
пройденными буквами.
Ознакомление с артикуляцией [б], [б’]. Формирование
понятий о твердости и мягкости, глухости и звонкости
согласных звуков. Выделение начальных звуков [б], [б’].
Звуковой анализ слов со звуками [б],[б’] Буква Б.
Конструирование и печатание буквы Б. Чтение слогов,
односложных и двусложных слов с буквой Б. Узнавание
буквы Б в словах. Упражнение в различении звуков[б][п]. Узнавание буквы Б в словах. Закрепление понятий о
твердо сти –мягкости и звонкости- глухости согласных
звуков. Составление слов из данных слогов (ба-нан, банка).
Ознакомление с артикуляцией звуков [д] и [д’].
Закрепление
представлений
о
твердости
–
мягкости, глухости – звонкости согласных звуков.
Формирование навыка узнавания звуков [д] и [д’] в
Ряду звуков, слогов, слов в предложениях.
Совершенствование навыков звукового и слогового
анализа слов, ознакомление
с буквой Д.
Формирование навыков конструирования и печатания
новой буквы, чтения слов и предложений с ней.

2

Звуки [д], [д’]
и буква Д

3

Составление
предложений
Звук [г], [г’]
И буква Г

Упражнение в выделении начальных звуков из слов и
соотнесении их соответствующими буквами
Чтение слов и предложений с пройденными буквами.
Ознакомление с артикуляцией звуков [г], [г’].
Закрепление понятий о твёрдости и мягкости, о
Глухости и звонкости согласных звуков. Выделение
начальных звуков [г], [г’]. Подбор слов, начинающихся
Со звуков [г], [г’]. Звуковой анализ слогов со звуками [г],
[г’]. Определение места звука [г] в словах.
Буква[г].Конструирование и печатание буквы[г]. Чтение
слогов, односложных и двусложных слов с
буквой[г].Узнавание буквы[г] в словах. Формирование
понятия о предложении. Упражнения в различении
звуков[г],-[г’],[к][г].Узнавание буквы [г] в словах. Закрепление понятий о
твёрдости-мягкости и звонкостиГлухости согласных звуков. Упражнение в звуковом
анализе слогов со звуком[г]

4

Звуковой анализ
слогов
Звуковые схемы
Звук [ф],
[ф’]и буква Ф

Упражнения в различении звуков[к]-[г],[к’][г’] в словах. Упражнения в составлении и чтении слов с
пройденными буквами. Упражнение в подборе данных
звуковых
Схем к словам. Упражнение в чтении предложений с
пройденными буквами.
Ознакомление с артикуляцией звуков [ф]-[ф’].
Закрепление понятий твёрдости и мягкости, глухости
И звонкости согласных звуков. Выделение звуков [ф],
[ф’]из слов.
Подбор слов, начинающихся
Со звуков [ф],[ф’]. Упражнение в выделении и
начальных звуков в словах и их с соответствующими
буквами.
Буква[ф]. Конструирование и печатание буквы. Чтение

январь

1

2

январь

3

Звук [в],[в’]
и буква В
буквы и
слова

Звуки [х], [х’]
ибукваX

Звук(ы) и
букваЫ
Звуки [с], [с’]и
буква С

Обратных и прямых слогов с буквой[ф], Чтение слов с
буквой [ф].
Узнавание буквы [ф] в словах. Закрепление
Понятия о предложении.
Ознакомление с артикуляцией звуков [в],[в’].
Закрепление понятий твёрдости и мягкости, глухости и
звонкости согласных звуков. Выделение звуков [в],[в’] из
слов.
Подбор слов, начинающихся со звуков[в],[в’]. Звуковой
анализ слогов со звуками [в],[в’]. Упражнение в
выделении начальных звуков из слов и их соотнесении и
с соответствующими буквами. Буква [в].
Конструирование и печатание буквы.
Чтение обратимых и прямых слогов с буквой [в]. Чтение
слов с буквой [в]. Узнавание буквы [в] в словах.
Совершенствование навыка звукового анализа
трёхзвучных слов. Упражнение в узнавании букв в
условиях наложения.Упражнение в определении места
звуков [в], [в’] в словах. Упражнения в различении
звуков [в] и [ф]. Формирование навыка решения
кроссворда.
Ознакомление с артикуляцией звуков [х], [х’].
Закрепление понятий о твердости мягкости, о глухости
и звонкостисогласных звуков. Выделение звуков [х] и
[х’] из слов. Подбор слов, начинающихся со звуков
[х] и [х’]. Звуковой анализ слогов со звуками [х] и
[х’]. Упражнение в различении звуков [х] и [к] в
рядузвуков, слогов, слов, в предложениях.
Упражнение в выделении начальных звуков в словах и
их соотнесении с соответствующими буквами. Буква
X. Конструирование и печатание буквы. Чтение
обратных и прямых слогов с букво й X
Ознакомление с артикуляцией звука [ы]. Упражнение в
узнавании звука [ы] в ряду звуков, слогов, слов.
Упражнение в различении звуков [ы] и [и] в словах.
Упражнение в делении данных слов на слоги.
Ознакомление с буквой Ы. Формирование навыка
чтения слогов, слов, предложения
с
новой буквой. Формирование навыка печатания буквы
Ы, слогов и слов с ней. Совершенствование навыка
звукового анализа трехзвучных слов
Ознакомление с артикуляцией звуков [с], [с’].
Закрепление понятий о твердости и мягкости, глухости
и звонкости согласных звуков. Выделение звуков [с] и
[с’] и з слов. Подбор слов, начинающихся со звуков [с]
и [с’]. Звуковой анализ слогов со звуками [с] и [с’].
Упражнение во пределении места звука [з] в словах.
Печатание и конструирование буквы С.Чтение
обратных и прямых слогов с буквойС. Упражнение в
определении начальных звуков в словах. Упражнение в
делении данных слов на слог.

февраль

1

2

3

4

5

Повторение и
закрепление
пройденного
материала
Звук [ж] и
бука Ж

Упражнения в составлении и чтении слов с буквой Ш.
Различение звуков [с] и [ш] в ряду звуков, слогов, слов.
Упражнение в звуковом анализе трехзвучных слов
Ознакомление
с
артикуляцией
звука
[ж].
Формирование умения выделять этот звук из ряда
звуков, слогов, слов, определять его место в слове.
Ознакомление с буквой Ж. Формирование навыка
чтения слогов, слов и предложений с этой буквой.
Формирование умения конструировать и печатать
новую букву. Совершенствование навыка узнавания
пройденных букв в условиях наложения или
«зашумления»
Дифференциаци Дифференциация звуков [з]— [ж] в словах.
я
Совершенствование навыков з вукового анализа и
звуков
синтеза слов. Совершенствован» навыка чтения слов и
предложений с пройденными буквами Дифференциация
Повторение и
звуков [ш]—[с]—[ж]— [з] в словах. Совершенствование
закрепление
навыков звукового и слогового анализа слов.
пройденного
Совершенствование навыка чтения
материала
Слов и предложений с пройденными буквами
Звук[э]и буква Ознакомление с артикуляцией звука [э]. Упражнение в
ЭЗвук [j],
узнавании звука [э] в ряду звуков, слогов, слов.
буква Й
Упражнение в делении данных слов на слоги.
Ознакомление с буквой Э. Формирование навыка
чтения слогов, слов, предложений с новой буквой.
Формирование навыка печатания буквы Э, слогов и
слов с ней. Совершенствование навыка звукового
анализа трехзвучных слов. Формирование умения
конструировать и печататьновую букву
Ознакомление с артикуляцией звука [j]. Закрепление
представлений о твердости-мягкости, глухостизвонкости согласных звуков. Формирование навыка
узнавания звука [j] в ряду звуков, слогов, слов, в
предложениях.
Ознакомление с буквой Й. Формирование навыков
конструирования и печатания новой буквы, чтения слов
и предложений с ней.
Буква Е
Ознакомление с буквой Е. Формирование навыков
Буква Ё
конструирования и печатания новой буквы, чтения
слов и предложений с ней. Совершенствование
навыков слогового анализа слов и анализа
предложений.
Ознакомление с буквой Е. Формирование навыков
конструирования и печатания новой буквы, чтения
слов и предложений с ней. Совершенствование навыков
слогового анализа слов и анализа предложений.
Ознакомление с буквой Ю. Формирование навыков
Буква Ю
Буква Я
конструирования и печатания новой буквы, чтения слов
и предложений с ней. Совершенствование навыков
слогового анализа слов и анализа предложений.
Ознакомление с буквой Я. Формирование навыков
конструирования и печатания новой буквы, чтения слов
и предложений с ней. Совершенствование навыков
слогового анализа слов и анализа предложений

март

1

Совершенствова
ние
навыка
чтения слов и
предложений
с пройденными
буквами.

2

Звук [ц] и буква Ознакомление с артикуляцией звука [ц].
Ц
Формирование умения выделять этот звук из ряда
звуков, слогов, слов, определять его место в слове,
различать его со звуками [с] и [т’]. Закрепление
представлений о звонкости
и глухости, твердости и мягкости согласных звуков.
Совершенствование навыка звукового анализа слов.
Ознакомление с буквой Ц. Формирование навыка
чтения слогов, слов и предложений с этой буквой
Формирование умения конструировать и печатать
новую букву.
Совершенствование навыка узнавания пройденных
Букв в условиях наложения или «зашумления»
Ознакомление с артикуляцией звука [ч].
Звук [ч] буква Ч Формирование умения выделять этот звук из ряда
звуков, слогов, слов, определять его место в слове,
различать его со звуками [с’] и [т’]. Закрепление
представления о звонкости и глухости, твердости и
мягкости согласных звуков. Совершенствование навыка
звукового анализа слов. Ознакомление с буквой Ч.
Формирование навыка чтения слогов, слов
И предложений с этой буквой. Формирование умения
конструировать и печатать новую букву.
Совершенствование навыка узнавания пройденных
Букв в условиях наложения или«зашумления»
Ознакомление с артикуляцией звука [щ].

3

апрель

1

Звук[щ]ибуква
Щ слова

Совершенствование навыка чтения слов и предложений
с пройденными буквами. Упражнение в узнавании
Пройденных букв в условиях наложения и
«зашумления». Совершенствование навыков слогового
анализа слов и анализа предложений

Формирование умения выделять этот звук из ряда
звуков, слогов, слов, определять его место в слове,
различать его со звуком [с’]. Закрепление
представлений о звонкости и глухости, твердости и
мягкости согласных звуков. Совершенствование
навыка звукового анализа слов. Ознакомление с
буквой Щ. Формирование навыка чтения слогов,
слов и предложений с этой буквой. Формирование
умения конструировать
и печатать новую букву. Совершенствование
навыка узнавания пройденных букв в условиях
наложения или «зашумления»
Совершенствование навыков определениям еста звука в
слове, подбора слов с заданным звуком, звукового и
слогового анализа слов, анализа предложений.
Совершенствование
навыков
чтения
слов
и
предложений
с
изученными
буквами.
Совершенствование навыка узнавания
Пройденных букв в условиях наложения
или «зашумления»

2

3

май

Звуки [л], [л’] Ознакомление с артикуляцией звуков [л] и [л’].
Закрепление представлений о твердости-мягкости,
И букваЛ
глухости-звонкости согласных звуков. Формирование
навыка узнавания звуков [л] и [л’] вряду
звуков,
слогов,
слов,
в
предложениях.
Совершенствование навыков звукового и слогового
анализа слов. Ознакомление с буквой Л. Формирование
навыков конструирования и печатания новой буквы,
чтения слов и предложений с ней
Звуки [р], [р’] и Ознакомление с артикуляцией звуков [р] и [р’].
буква Р
Закрепление представлений о твердости- мягкости,
глухости-звонкости согласных звуков. Формирование
навыка узнавания звуков [р] и [р’] в ряду
звуков,
слогов,
слов,
в
предложениях.
Совершенствование навыков звукового и слогового
анализа
слов.
Ознакомление
с
буквой
Р.
Формирование навыков конструирования и печатания
новой буквы, чтения слов и предложений с ней

4

Повторение и
закрепление
пройденного
материала

Упражнения в различении звуков [р]—[р’]—[л]—
[л’]—[j] в словах. Совершенствование навыков
звукового ислогового анализа слов, анализа
предложений.
Совершенствование навыка чтения слови предложений
с пройденными буквами

1

Буква Ь

Ознакомление с буквой Ь. Формирование понятия о том
,что эта буква не обозначает звука.
Формирование навыков печатания и конструирования
Новой буквы, чтения слов и предложений с ней

2

3

БукваЪ

Ознакомление с буквой Ъ. Формирование понятия отом,
что эта буква не обозначает звука.
Формирование навыков печатания и конструирования
Новой буквы, чтения слов и предложений с ней

звуковой и
слоговой
анализ
предложений

Совершенствование навыков звукового и слогового
анализа предложений. Совершенствование навыков
печатания слов и предложений. Совершенствование
навыков чтения слов, предложений, текстов,
разгадывания ребусов и решения кроссвордов
Совершенствование навыков звукового и слогового
анализа и синтеза слов, анализа предложений.
Совершенствование навыков печатания слов и
предложений. Совершенствование навыков чтения слов,
предложений, текстов, разгадывания ребусов и решения
кроссвордов

4

Открытое
занятие

5

Диагностика
Повторение
И закрепление
пройденного
материала.

Совершенствование навыков звукового и слогового
анализа и синтеза слов, анализа предложений.
Совершенствование навыков печатания слов и
предложений. Совершенствование навыков чтения
слов, предложений, разгадывания ребусов и решения
кроссвордов

2.5 Календарный учебный график в подготовительной к школе группе
Сентябрь

Декабрь

1
1

2
3
1
1
Октябрь

4
1

2

5
1

6
7
1
1
Ноябрь

8
1

9
1

10
1

12
1

11
1

Март

1
15
1
1
Январь

16
1

25
2

26
1

27
1
Апрель

28
1

17
2

18
19
1
1
Февраль

20
1

29
1

30
1

31
1
Май

32
1

21
2

22
1

24
33
34
36 37
1 1
1
1
1

23
1

Примечание:первая строка – неделя, вторая строка – количество занятий в неделю.

2.6 Учебный план
ВОЗРАСТДЕТЕЙ:6- 7 ЛЕТ(длительность занятий –30минут)
№
1

Всего

модуль
Звуки и
буквы

подмодули
1.1 Знакомство со
звуками и буквами
русского языка
1.2 Развитие речи и
подготовка к
обучению чтению
1.3 Обучению чтению
1.4 Подготовка руки к
письму
1.5 Знакомство со
звуками и буквами
русского языка
1.6 Развитие речи и
подготовка к
обучению чтению
1.7 Обучению чтению
1.8 Подготовка руки к
письму

Годовой цикл
месяц
Сентябрь -4
Октябрь-4
Ноябрь -4
Декабрь – 4
Январь – 3
Февраль -5
Март – 4
Апрель -4
Май-5

год
37

37

38
1

III РАЗДЕЛ ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1 МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ дополнительной образовательной программы
«АБВГДейка»
Центры развития по обучению чтению «АБВГДейка»
Центры
развития

Материалы и
оборудование

Игровой центр

• Атрибутика для сюжетноРолевых игр, соответствующих возрасту детей («Семья»,
«Больница», «Магазин»,«Парикмахерская», «Почта»,
«Армия», «Строители», «Библиотека», «Ателье»)
• Предметы-заместители

Центр
конст руирования

• Напольный строительный
материал
(деревянный,пластмассовый)
• Настольный строительный материал
• Пластмассовые конструкторы («Лего»(крупный))
• Конструктор с пластмассовыми деталями
(Схемы и модели для всех видов конструкторов прилагаются)
• Транспортные игрушки
• Сюжетные игрушки для обыгрывания

Центр
познания

• Материал
по
сенсорному
развитию
(предметы
геометрической формы, различные коробочки, крышки
цветные, банки с завертывающейся крышкой (не стекло)
разных размерови форм, игрушки для обыгрывания и т.д.)
• Дидактические игры
• Настольно-печатные игры
• Материал для развития мелкой моторики (мозаики и
пазлы (мелкие), шнуровка, «лего» (мелкий),
игрушкидля обыгрывания и т.д.)
• Материал для детского экспериментирования
(ведерки, лопатки, формочки, различные ѐмкостии
т.д.)

Центр природы

•
•
•
•
•
•
•
•

Центр книги

Центр уединения

Центр
безопасности

Календарь погоды
Сезонный материал
Комнатные растения
Литература природоведческого содержания, набор картинок,
альбомы
Материал для проведения элементарных опытов
Обучающие и дидактические игры по экологии
Инвентарь для трудовой деятельности
Природный и бросовый материал

• Детская художественная литература соответствующая
седьмому году жизни детей
• Иллюстрации по темам образовательной деятельности
по ознакомлению с окружающим миром и
ознакомлению с художественной литературой
• Материалы о художниках–иллюстраторах
• Портреты поэтов, писателей
• Тематические выставки
Комфортное, тихое место
• Дидактические, настольные игры по профилактике ДТП,
ППБ
• Дидактические материал (макеты перекрестков,
районов города, дорожные знаки, противопожарный
щит, кукла –пожарный, набор«Юный пожарный»ит.д.)
• Литература о правилах дорожного движения
и
правилах противопожарной безопасности

Краеведческий
центр

• Государственная и Краснотурьинская символика
• Наглядный материал: образцы русских и уральских
костюмов (альбомы, картины, фотоиллюстрации и
др.)
• Предметы народно-прикладного искусства
• Предметы русского быта
• Детская художественной литературы

Физкультурный
центр

• Оборудование для ходьбы, равновесия
• Мячи различные по форме и материалу для катания,
бросания, ловли
• Атрибуты к подвижными спортивным играм
• Нетрадиционное физкультурное оборудование
• Картотека подвижных игр.

• Бумага и картон разного формата, формы, цвета
• Альбомы для рисования
• Достаточное количество цветных карандашей, красок,
кистей, тряпочек, пластилина(стеки, доски для лепки)
• Достаточное количество ножниц с закругленными
концами, клея, клеенок, тряпочек, салфеток для
аппликации
• Бросовый материал (фольга, фантики от конфет и др.)
• Место для сменных выставок детских работ, совместных
работ детей и родителей
• Место для сменных выставок произведений изо искусства
• Наборы открыток, картинки, книги альбомы с
иллюстрациями, предметные картинки
• Предметы народно–прикладного искусства

Творческая
мастерская

Музыкальный
центр

•
•
•
•
•

Детские музыкальные инструменты
Портреты композиторов
Музыкальный центр для прослушивания аудиозаписей
Набор аудиозаписей
Музыкальные игрушки

Театральный
центр

•
•
•
•

Ширма
Элементы костюмов
Различные настольные театры
Предметы декорации

3.2. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Методика проведения диагностики.
Педагогическаядиагностикадетейпроводитсясдетьмивестественныхусловиях
. Сроки проведения диагностики: начало учебного года–сентябрь; конец учебного
года–май.
Проектирование условий воспитания и развития всегда начинается с
анализа первичной информации о реальном состоянии воспитанности и
образованности

дошкольника,

состоянии

развития

детской

деятельности,

эффективности созданных условий в развитии детской личности, характере его
жизнедеятельности. Для выявления результатов проводимой работы по обучению
слоговому чтениюдошкольников используются
отслеживания

результатов

исследований.

анкетирование,

компьютерный

мониторинг,

различные
Это
анализ

методы

наблюдение,

беседа,

продуктов

детской

деятельности. Основные требования к уровню подготовки дошкольников по
платной образовательной услуге «АБВГДейка».
Для определения готовности детей к усвоению программы

необходимо

проводить

мониторинг

с

учетом

индивидуально

типологических особенностей детей. Мониторинг позволяет определить уровень
развития психических процессов, физических и интеллектуальных способностей,
найти индивидуальный подход к каждому ребенку
подбирать индивидуально

для

в

ходе

занятий,

каждого ребенка уровень сложности

заданий, опираясь на зону ближайшего развития.
Задачи отслеживания результатов старших дошкольников
 Изучения знания детей о всех буквах русского алфавита и правиламиих
написания, овладения слоговыми слитным способами чтения;
 Изучение умения грамотно выкладывать слова и предложения из букв
разрезной азбуки
 Дети учатся анализу и синтезу предложений разной конструкции,
знакомятся со всеми буквами русского алфавита, усваивают некоторые
правила орфографии, выкладывают слова и предложения из буквразрезной
азбуки с применением правил орфографии, овладевают слоговым и
слитным способами чтения.
Для решения поставленных задач предусматриваются следующие формы
отслеживания результатов:
1. Беседы с детьми по методике «Поющие звуки и звуки «сложные»». В ходе
беседы фиксируются высказывания детей, которые являются показателем знаний
ребенком гласных и согласных звуков, понимания сущности и значимости
согласных в сочетании с гласными.
2. Опросники (Л.Е. Журовой), позволяющий изучить особенность представлений
детей о звуках и буквах.
Для определения готовности детей к усвоению программы необходимо
проводить мониторинг с учетом индивидуально типологических особенностей
детей. Мониторинг позволяет определить уровень развития психических процессов,
физических и интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к
каждому ребенку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребенка
уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.
Мониторинг проводится 2 раза в год

.

Дети знают все буквы русского алфавита и правилами их написания, овладевают
слоговым и слитным способами чтения, приучены грамотно выкладывать слова

И предложения из букв разрезной азбуки.
Для

оценки

эффективности

проводимых

занятий

предполагается

индивидуальный отчет по результатам освоения программы по обучению чтению.
На протяжении всего периода оказания платной образовательной услуги
проводится контроль работы как за качеством занятий

и их периодичностью,

так и за профессиональной деятельностью педагога.
Критерии оценивания
Начало года
Высокий уровень
Ребенок знает и называет гласные буквы Ребенок знает и называет согласныебуквы
Читает прямой и обратный слоги.
Читает по слогам без ошибок Читает целыми словами
Средний уровень
Ребенок знает и называет гласные буквы с ошибками Ребенок называет согласные
буквы с помощью взрослого Читает прямой и обратный слоги с помощью взрослого
Читает по слогам с ошибками
Низкий уровень
Ребенок не знает и не называет гласные буквы. Ребенок не знает и не называет
согласныебуквы Не читает прямой и обратный слоги.
Не читает по слогам.
Высокий уровень
Конец года
Читает по слогам: из двух гласных, со стечением согласных безошибок Составляет
слова из букв
Образует и читает новые слова путем добавления слогов букв читает простое
предложение читает доступные по содержаниютексты понимает и пересказывает
Прочитанное Печатает слова на слух, по образцу, к картинке
Средний уровень
Читает по слогам: из двух гласных, со стечением согласных с ошибками Составляет
слова из букв с помощью взрослого Образует и читает новые слова путем
добавления слогов и букв с помощью взрослого читает простое предложение с
помощью взрослого читает доступные по содержанию тексты с ошибками
понимает и пересказывает прочитанное

Печатает слова на слух, по образцу, к картинке с ошибками
Низкий уровень
Не умеет читать по слогам: из двух гласных, со с
течениемсогласного Не составляет слова из букв
Не умеет образовывать и читать новые слова путем добавления слогов и букв Затрудняется
читать простое предложение
Затрудняется читать доступные по содержанию тексты
Понимает но затрудняется в пересказе прочитанное
Печатает слова на слух, по образцу, к картинке с ошибками или не печатает
Также применяются диагностические методики:
– Экспресс-диагностика МЭДИС(тест― Определения понятий, ―Выявление
пассивного словаря,― Выявление активного словаря),
– Тест ―Школьной зрелости (авторы А.Керн, И.Йирасик),
– Методика ―Графический диктант (автор Д.Б. Эльконин),
– Тест ―Цветопись (Лутошкин)– для выявления эмоционального состояния
детей.

Методика ― Графический диктант (Д.Б. Эльконин).
Цель: определение способности ребенка точно выполнять задания взрослого,
предлагаемые им в устной форме, и возможность самостоятельно выполнить задание по
зрительно воспринятому образцу.
Материал: тетрадный лист бумаги в клеточку, в правом верхнем углу —
фамилия, имя ребенка, дата проведения обследования. С левой стороны листа на
расстоянии четырех клеток от обреза ставится 3 точки, одна под другой
(расстояние между ними по вертикали – 7 клеток) (приложение12).
Ход выполнения: первая инструкция:― Сейчас мы с Вами будем учиться рисовать
разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для
этого вы должны внимательно слушать меня— я буду говорить, в какую сторону и на
скольо клеток провести линию. Проводите только те линии, которые я буду диктовать.
Когда начертите линию, ждите, пока я скажу, куда направить следующую. Каждую
новую линию начинайте там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша. Все

помнят, где правая рука? Это та рука, в которой вы держите карандаш. Правильно. И
так, когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее проведете вот так
(показывает на доске). Это проведена линия на одну клеточку вправо. А теперь я, не
отрывая руки, провожу линию на две клеточки в верх, а теперь на три клетки на право
(слова сопровождаются вычерчиванием линий на доске).
После этого переходят к рисованию тренировочного узора.
Экспериментатор продолжает: ― Начинаем рисовать первый

узор. Поставьте

карандаши на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клетка
вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги. Теперь одна клетка направо. Одна клетка
вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка
вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать
такой же узор сами.
Во время работы над этим узором экспериментатор ходит по рядам и исправляет
допущенные детьми ошибки. Ребят следует предупредить, что не обязательно
занимать всю ширину страницы.
Вторая

инструкция: ―Теперь

поставьте

карандаш

на

следующую

точку.

Приготовились? Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка
вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка
вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. А теперь сами
продолжайте рисовать узор.
Инструкция к заключительному узору:― Все. Этот узор дальше рисовать не надо.
Мы займемся последним узором. Поставьте карандаш на следующую точку.
Начинаю диктовать. Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка на право. Две
клетки вниз. Одна клетка на право. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три
клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две
клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте
рисовать узор.
При анализе результатов выполнения задания необходимо оценить действия под
диктовку

и

правильность

самостоятельного

выполнения

узора.

Первый

показатель свидетельствует об умении внимательно слушать и четко выполнять
указания взрослого, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Второй — о
степени самостоятельности ребенка
другом

в

учебной

работе.

случае можно ориентироваться на такие критерии, как:

И в том и в

-высокий

уровень:

оба

узора

(не

считая

тренировочного)

в

целом

соответствуют диктуемым; в одном из них встречаются отдельные ошибки;
-средний уровень: оба узора частично соответствуют диктуемым, но содержат
ошибки, или один узор сделан безошибочно, а второй вовсе не соответствует
диктуемому;
-уровень ниже среднего: один узор частично соответствует диктуемому, другой –
вовсе не соответствует;
-низкий уровень: ни один из двух узоров не соответствует диктуемому.
3.3 СОТРУДНИЧЕСТВО С СЕМЬЁЙ
В современных

условиях дошкольное образовательное учреждение

является единственным общественным институтом, регулярнои не формально
Взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неѐ
определенное влияние.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены
следующие принципы:


Единый подход к процессу воспитания ребѐнка;



Открытость дошкольного учреждения для родителей;



Взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;



Уважение и доброжелательность друг к другу;



Дифференцированный подход к каждой семье;



Равно ответственность родителей и педагогов.

Приведя ребенка в детский сад, родители хотят, чтобы их детей не только
готовили к школе, но и обеспечивали широкий спектр знаний, развивали умения,
навыки общения, выявляли способности. Однако без тесного взаимодействия с
семьей решить эти проблемы практически невозможно. Поэтому основной целью
взаимодействия с родителями мы считаем:
•

Возрождение традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в

воспитательно – образовательный процесс
Задачи:
1) Формирование психолого – педагогических знаний родителей;
2) Приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;

3) Оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и
обучении детей;
4) изучение и пропаганда лучшего семейногоопыта.
Система работы с родителями включает:
 ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих
родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в
жизни ДОУ;
 ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на
физическое, психическое и социально – эмоциональное развитие ребенка;
 участие в составлении планов: спортивных и культурно- массовых
мероприятий, работы родительского комитета;
 обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития
ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах -практикумах,
консультациях и открытых занятиях.
Формы взаимодействия ДОУ с семьей.
Формы общения:

Родительские собрания;

Консультации;

Индивидуальные беседы;

Оформление информационных стендов;

Открытые занятия;

Дни открытых дверей;
Анкетирование родителей:

Вновь поступающих детей;

Выявление социального заказа;

Выявление затруднений родителей в воспитании детей;
Эмоционально насыщенные формы общения:

Праздники;




Развлечения;
Досуги;
Совместные мероприятия.

3.4 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Процесс

достижения

поставленных

целей

и

задач

программы

осуществляется в сотрудничестве обучающегося и педагога. Успех воспитания и
обучения во многом зависит от того, какие педагогические технологии и какие
формы, методы и приемы используются педагогом, чтобы донести до

обучающихся определенное содержание, сформировать у них знания, умения,
навыки, а также развить творческие способности.
В традиционном обучении преобладают объяснительно- иллюстративные методы
обучения и монолог педагога, рассчитанный на передачу знаний в готовом виде и
развитие воспроизводящей памяти у обучающегося. Для творческого
интеллектуального развития необходимо организовать работу по самостоятельному
получению им и новых знаний в процессе поиска, размышлений, сопоставления уже
имеющихся знаний. Такое обучение является развивающим и считается наиболее
эффективным при обучении изобразительному искусству. Принципы развивающего
обучения реализуютсяв технологии проблемного (исследовательского) обучения,
суть которого состоит не в сообщении педагогом знаний в готовом виде, а в постановке
проблемных задач перед воспитанниками, побуждающих их искать пути и средства
решения. Основными методами проблемного обучения применяемыми в процессе
реализации данной программы: диалоговые методы, эвристические беседы, поисковая
деятельность, метод проектов, креативные методы (метод мозгового штурма, метод
эвристических задач и т.д.).
Применение на занятиях технологии творческой деятельности позволяет
выявлять, развивать творческие способности детей, приобщать их к разнообразной
творческой деятельности с выходом на конкретный продукт (эскиз, макет,
изделие); способствует воспитанию активной
строится

таким

образом,

чтобы

творческой

вызвать

интерес

личности.
у

Занятие

обучающихся

к

самостоятельной творческой деятельности, их стремлению делать все самим. В
любом задании должно присутствовать открытие, к которому обучающегося
подводит педагог.
Игровые

технологии

обладают

средствами,

активизирующими

деятельность обучающихся на занятиях. Ведь игра– это вид деятельности в
условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного
опыта, в котором у ребенка складывается и совершенствуется самоуправление
поведением. Применение игровых технологий актуально для любого возраста
обучающихся и применяется на всех этапах обучения.

Тестовая

технология

применяется,

как

правило,

при

проведении

периодического контроля и обеспечивает объективность контроля, легкую обработку
результатов, развивает логическое мышление и внимание обучающихся.
Технология опорных сигналов включает в себя организацию работы на
занятии с составлением опорных конспектов с применением опорных сигналов,
средствами выражения которых могут служить: буквы, схемы, цвет, условные
знаки, фигуры и др. Данная технология чаще всего применяется при изучении
теоретического материала и последующем его повторении и воспроизведении
обучающимися по составленным опорным конспектам.
На

различных

стадиях

обучения

ведущим

и

могут

выступать

как

традиционные методы (словесные, демонстрационные, практические), так и
методы

по

возрастанию

(объяснительно-

степени

иллюстративные,

самостоятельности

репродуктивные,

обучающихся

частично-

поисковые,

проблемные, исследовательские). Наибольшее распространение в практике обучения
рисованию получили такие словесные методы, как объяснение, рассказ и беседа.
- Объяснение

должно

характеризоваться

лаконичностью

и

четкостью

изложения. В процессе объяснения обучающиеся знакомятся с новыми
понятиями.
- Рассказ применяется в основном для сообщения новых знаний, и
применение данного метода целесообразно при изучении теоретических разделов
программы, таких, как: технология лепки, технология аппликации, изучение
разных видом росписи и др.
Рассказ должен быть логически последовательным, четким,
эмоциональным, доступным для понимания обучающихся. На занятияхрассказ
всегда переходит в беседу.
- Беседа имеет целью приобретение новых знаний и закреплений их путем
устного обмена мнениями педагога и обучающегося. Беседа способствует
активизации

мышления

воспитанников,

обсуждению

учебного

материала,

установлению связей между теорией и практикой. Большое образовательновоспитательное значениеимеют

беседы,

проводимые

после

конкурсов,

экскурсий, просмотров видео записей, демонстраций коллекций созданной
одежды.
Беседы с воспитанниками сопровождаются показом иллюстраций, схем, готовых
шаблонов, изделий с использованием современных визуальных технических средств
обучения.
Демонстрационные методы реализуют принцип наглядности обучения,
обеспечивая непосредственное восприятие обучающимися конкретных предметов
и

их

образов.

Демонстрационные

методы

активизируют

сенсорные

и

мыслительные процессы обучающихся, облегчая им усвоение нового материала.
Наряду с демонстрацией готовых материалов зачастую выполняются рисунки,
эскизы и схемына классной доске или бумаге.
Для реализации программы используются следующие формы работы:
- С детьми: рассказ, включение дидактических игры, практическое занятие,
лекция, беседа, инструктаж, демонстрационный показ.
- С родителями: родительские собрания; консультации; анкетирование;
открытые занятия.

3.5 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:
Материально-техническое

оснащение

студии:

наличие

необходимого

освещения, рабочих мест (столов, стульев), водоснабжения, инструментов и
материалов, используемых в процессе обучения, мебель, разно уровневые столы и
стулья, настенная магнитно- маркерная доска, телевизор, Занятия проводятся в
оборудованном групповом помещении.
В качестве дидактического материала имеется:
1. Дидактический материал, аудио записи в соответствии с темами занятий.
2. Наглядные пособия, схемы, чертежи.
3. Дидактические материалы.
4. Методическая литература.

7. Психолого – педагогическая литература.
Применяемые средства, инструменты и расходные материалы:
Для

проведения

теоретических

и

практических

работ

по

темам

программы используются разнообразные инструменты и материалы; имеются:
уголок экспериментирования с различными материалами; стеллажи с различными
художественными, графическими и конструктивными материалами; имеются
технические средства.

№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
11.
12.
13.
14.
15.
17.

Оборудование, инструменты,
материалы
Столы двухместные
Стулья детские
Мольберт демонстрационный
Доска школьная
Доска магнитная
Азбука магнитная
Магнитофон
Игрушки–персонажи
Мяч
Разрезная азбука
Наборное полотно
Детские книги с
крупным шрифтом
19. Букварь Н.С.Жуковой
20. Демонстрационные наборы по
темам

Количество
8шт.
16шт.
1шт.
1шт.
1шт.
1набор.
1шт.
5шт.
3шт.
2шт.
1шт.
30шт.
8шт.
10шт.

3.6 СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Л.Е.Журова,Н.С.Варенцова,Н.В.Дурова,Л.Н.Невская.Обучение
дошкольников грамоте. Методическое пособие под
редакцией Н.В.Дуровой.
-М.:«Школьная Пресса»,2004г.
2 Шумаева

Д.Г.

дошкольников

Как

хорошо

чтению:

уметь

Программа-

читать!

Обучение

конспект.-

СПб.:

Акцидент, 1997. Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В.,
Невская Л.Н. обучение дошкольников грамоте.
3 Цуканова С.П, БетцЛ.Л. Формируем навыки чтения.
Демонстрационные таблицы для обучения грамоте и развития
техники чтения у старших дошкольников. М.: Изд-во Гном,2012.
4 Эльконин Б. Методика обучения чтению. М.: Просвещение,1999.
5 Результаты мониторинга образовательного процесса. Уровни
овладения необходимыми навыками и умениями по
образовательным областям. М.: Детство-Пресс,2012
Дидактические материалы:
 Н.В.Дурова, Л.Н.Невская. Поиграем в слова. -М.:«Школьная
Пресса»,2006г.
 Н.В.Дурова, Л.Н. Невская. От слова к звуку. -М.:«Школьная
Пресса»,2006г.
 Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. От звука к букве. - М.: «Школьная
Пресса», 2006
г. Н.В. Дурова. Читаем сами.-М.:«Школьная Пресса»,2006г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти