ДОП математические ступеньки 5-7 лет

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
дополнительной образовательной Программы
1
2

Наименование учреждения
Полное название программы

3
4

Направленность
ФИО педагога реализующего
программу
5-6 лет –первый год обучения
Количество учебных групп,
занимающихся по программе
- ФГБОУ ВО Уральский государственный
Образование

5
6

МА ДОУ «Детский сад №16»
Программа Дополнительного образования
«Математические ступеньки»
Естественно - научная
Топоркова И.В.

педагогический университет
Специальность – дефектологическое образование
Квалификация – бакалавр,
2023 г.

7
8

Должность
Стаж

9

ФИО педагога реализующего
программу
Количество учебных групп,
занимающихся по программе
Образование

10
11

12
13
14
15
16

17

Воспитатель
 Педагогический стаж - 3 года
Школьная Е.Е.
6-7 лет – второй год обучения
Российский государственный профессиональнопедагогический университет; направление Психолого-педагогическое; квалификация – бакалавр,
2017 год

Программа утверждена
Приказ № 53 - Д от 26.11 .2020 г.
Возраст участников
от 5 до 7 лет
Срок реализации программы
2 года
Место проведения
МА ДОУ «Детский сад № 16»
Характеристика программы
Приобщение к математическим знаниям, накопленным
Цель
человеком, с учётом возрастных особенностей детей 5-7
лет в соответствии с требованием стандарта.
Образовательные: Формировать общее представление о
Задачи
множестве ичисле; Формировать навыки количественного
и порядковогосчета в пределах 20; Знакомить с составом
числа; Учить детей решать простейшие арифметические
задачи Учить соотносить количество предметов с
соответствующей цифрой ;Учить сравнивать множества;
Знакомить с математическими знаками;

2

15

Краткое
содержание
программы

Развивающие:
- Развивать логическое мышление;
- Развивать самостоятельность при выполнении
поставленной задачи;
- Развивать мелкую моторику, глазомер;
- Развивать инициативу;
Воспитательные
- Формировать способность к саморегуляции поведения и
воли для выполнения поставленных задач, умение
планировать, осуществлять самоконтроль и самооценку;
- Воспитывать аккуратность и самостоятельность.
Программа рассчитана на 2 года обучения,
предназначена для детей от 5 до 7 лет.
Реализация
Программы
способствует
формированию у детей основных математических
понятий, зависимостей, отношений и действий,
овладению математической терминологией. Освоение
Программы поможет ребёнку достичь необходимого
уровня в понимании и использовании математических
представлений для успешного получения общего
начального образования.
Формы
организации
деятельности:
групповая,
индивидуальная.
Первый год обучения состав 10 чел. (5-6 лет), всего 900
мин
Второй год обучения состав 10 чел. (6 – 7 лет) всего
1080мин
Данная
программа
разработана
на
основе:
дополнительной
общеобразовательной
программы
«Колесникова
Е.В.
Программа
«Математические
ступеньки».- М.:Ювента, 2010.

3

16

Прогнозируемые
результаты

1- ый год обучения

К концу учебного года ребенок должен:
 считать по образцу и названному числу в пределах
10;
 понимать независимость числа от пространственного
расположения предметов;
 писать цифры от 1 до 10;
 пользоваться математическими знаками: +, , = , < , >;
 записывать решение математической задачи
(загадки) с помощью математических знаков,
цифр;
 соотносить количество предметов с
соответствующей цифрой;
 различать количественный и порядковый счет в
пределах 10;
 составлять числа от 3 до 10 из двух меньших;
 понимать смысл пословиц, в которых
присутствуют числа;
 знать геометрические фигуры;
 рисовать в тетради в клетку геометрические
фигуры, символические изображения предметов из
геометрических фигур;
 выкладывать из счетных палочек геометрические
фигуры, символические изображения предметов;
 располагать предметы в убывающем и
возрастающем порядке по величине, ширине,
высоте, толщине, используя соответствующие
определения;
 делить предмет на 2—4 и более частей, понимать,
что часть меньше целого, а целое больше части;
 называть последовательно дни недели, месяцы;
 ориентироваться на листе бумаги, в тетради в
клетку;
 определять положение предметов по отношению к
другому лицу;
 решать логические задачи на сравнение,
классификацию, установление последовательности
событий, анализ и синтез;
 понимать задание и выполнять его самостоятельно;
 проводить самоконтроль и самооценку выполненной
работы.
4

2- ой год обучения

К концу учебного года ребенок должен:
 знать числа второго десятка и записывать их;
 понимать независимость числа от величины,
пространственного
расположения
предметов,
направлений счета; использовать и писать
математические знаки +, -,=,<, >;
 решать арифметические задачи и записывать
решение;
 сравнивать группы одно- и разнородных
предметов по количеству;
 устанавливать соответствие между количеством
предметов, числом и цифрой;
 дорисовывать геометрические фигуры до знакомых
предметов;
 различать и называть ромб, пятиугольник,
шестиугольник;
 рисовать символические изображения предметов в
тетради в клетку;
 преобразовывать одни геометрические фигуры в
другие (путем складывания, разрезания);
 раскладывать предметы в возрастающем и
убывающем порядке по величине, ширине,
высоте, толщине в пределах 10;
 измерять линейкой отрезки, записывать результаты
измерения;
 изображать отрезки заданной длины с помощью
линейки;
 определять время с точностью до получаса;
 ориентироваться на листе бумаги;
 определять положение предмета по отношению к
другому;
 решать логические задачи на сравнение,
классификацию, установление последовательности
событий, анализ и синтез;
 понимать задание и выполнять его самостоятельно;
 проводить самоконтроль и самооценку выполненной
работы;
 самостоятельно формулировать учебные задачи.

5

17

Контроль за освоением программы проводится в конце
Диагностика
результативности второго года обучения. С этой целью используется тетрадь
«Диагностика математических способностей детей 6-7 лет»
освоения ДОП.
Е.В. Колесниковой.
Анализ выполнения заданий позволяет определить
степень усвоения Программы каждым ребёнком по
следующим разделам:
1. Количество и счёт.
2. Геометрические фигуры.
3. Величина.
4. Ориентировка во времени и пространстве.
5. Логические задачи.

6

СОДЕРЖАНИЕ
І. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................. 8
1.1. Обоснование необходимости разработки Программы ................................8
1.2. Цель и задачи программы ........................................................................... 11
1.3 Принципы построения и реализации дополнительной образовательной
программы .......................................................................................................... 11
1.4 Прогнозируемые результаты и способы их проверки ...............................13
ІІ. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 17
2.1 Примерное планирование совместной деятельности с детьми 5-6 лет ..... 22
2.2 Примерное планирование совместной деятельности с детьми 5-6 лет .... 27
ІІІ. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ............................................................. 33
ІV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ........................................................ 38
V. ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ .................................................................... 46
5.1 Кадровые условия реализации Программы ................................................46
5.2Материально – технические условия реализации Программы ................... 47
ЛИТЕРАТУРА ................................................................................................. 48

7

I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обучение математике в современном мире приобретает всё большее значение.
Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и
проникновением её в различные области знаний. Изучение математики уже в
дошкольном возрасте ведет к развитию логического мышления, ориентирует детей
на понимание связей и отношений окружающего мира, стимулирует постоянную
активность детского сознания. Формирование начальных математических знаний и
умений у детей дошкольного возраста даёт не только непосредственный
практический результат (навыки счёта, выполнение элементарных математических
операций), но и широкий развивающий аспект. Рационально организованное
обучение дошкольников математике обеспечивает общее умственное развитие детей.
Они овладевают счётом и измерениями линейных и объёмных объектов, с помощью
условных и общепринятых мер, устанавливают количественные отношения между
величинами, целым и частями, учатся думать, проводить анализ, делать выводы.
Актуальность Программы дополнительного образования «Математические
ступеньки» заключается в том, что ее содержание отражает одно из направлений
образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» и включает не
только работу по формированию первичных представлений о количестве, числе,
форме, размере, пространстве и времени, но и предполагает развитие интересов
детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование предпосылок
к учебной деятельности. Реализация Программы способствует формированию у
детей основных математических понятий, зависимостей, отношений и действий,
овладению математической терминологией. Освоение Программы поможет ребёнку
достичь необходимого уровня в понимании и использовании математических
представлений для успешного получения общего начального образования.
ДОП разработана в соответствии с действующими нормативно правовыми
документами:
1.Закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями);
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155
8

«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования»;
3. Комментарии к ФГОС дошкольного образования Министерства образования
и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) Департамента общего
образования 28 февраля 2014 год № 08-249;
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 364820«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

организации

воспитания

и

обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008
«Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
6.Устав

муниципального

автономного

дошкольного

образовательного

учреждения «Детский сад № 16», утверждѐнным приказом муниципального органа
«Управление образования городского округа Краснотурьинск» от 08 ноября 2018
года № 188-Д;
7. Примерные требования к программам дополнительного образования детей.
Приложение к письму Департамента молодѐжной политики, воспитания и
социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06 – 1844;
8. Требования к содержанию и оформлению программы дополнительного
образования детей Письмо Минобразования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02- 484/16;
ДОП разработана на основе авторской программы Е.В. Колесниковой
«Математические

ступеньки»,

содержание

которой

соответствует

области

«Познавательное развитие» ФГОС ДО.
Новизна

Программы

дополнительного

образования

«Математические

ступеньки» заключается в следующем:
 соответствует принципу развивающего обучения, целью которого является
развитие ребенка;
 сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости
(содержание

программы

соответствует

основным
9

положениям

возрастной

психологии и дошкольной педагогики);


соответствует критериям

полноты,

необходимости и достаточности

(позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном
материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»);
 обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и
задач в процессе реализации, в которых формируются знания, умения и навыки,
имеющие непосредственное отношение к развитию детей;
 строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и
возможностями образовательных областей;


основывается

на

комплексно-тематическом

принципе

построения

образовательного процесса;
 обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Отличительная особенность
Программы дополнительного образования «Математические ступеньки».
Содержание, методы и формы организации учебного процесса непосредственно
согласованы

с

закономерностями

развития

ребенка.

В

рабочих

тетрадях

используются стихи, загадки, приметы, пословицы, игровые упражнения, которые
всегда связаны с темой занятия. Это позволяет снять утомление, внести
разнообразие в занятие. Прослеживается интегрирование предмета с другими
предметами, это помогает расширять кругозор, обогащать словарный запас детей,
развивать речь. Во все разделы включены логические задачи, что способствует
развитию логических форм мышления.
ДОП позволяет педагогу использовать словесные, наглядные, проблемнопоисковые методы обучения. Педагогическая целесообразность ДОП обусловлена
тем, что современное школьное образование предъявляет к ребенку, поступающему
в первый класс, ряд серьезных требований. Среди них наличие исследовательских
навыков, умения решать различные виды задач, простейших навыков в области
математического моделирования и т.п. Дополнительная образовательная программа
«Математические ступеньки» способствует формированию у детей данных умений и
10

навыков, т.к. работая в системе дополнительного образования, она направлена,
прежде всего, на получение конкретного результата в соответствии с социальным
заказом и принципами развивающего обучения.
1.1Цели и задачи реализации дополнительной образовательной
программы
Цель.
Приобщение к математическим знаниям, накопленным человеком, с
учётом возрастных особенностей детей 5-7 лет в соответствии с требованием
стандарта.
Задачи.
Образовательные:
- Формировать общее представление о множестве и числе;
- Формировать навыки количественного и порядкового счета в пределах 20;
- Знакомить с составом числа;
- Учить детей решать простейшие арифметические задачи ;
- Учить соотносить количество предметов с соответствующей цифрой ;
- Учить сравнивать множества;
- Знакомить с математическими знаками;
Развивающие:
- Развивать логическое мышление;
- Развивать самостоятельность при выполнении поставленной задачи;
- Развивать мелкую моторику, глазомер;
- Развивать инициативу;
Воспитательные
- Формировать способность к саморегуляции поведения и воли для
выполнения поставленных задач, умение планировать, осуществлять
самоконтроль и самооценку;
- Воспитывать аккуратность и самостоятельность.
1.1 Принципы построения и реализации дополнительной
образовательной программы
Программа разработана с учетом основополагающих принципов:
1. Последовательности - все задачи решаются методом усвоения
материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными
возрастными возможностями детей.
2. Доступности - материал, предлагаемый детям, излагается просто и
доступно для понимания.
11

3. Наглядности - знакомство детей с содержанием программы
осуществляется с использованием большого количества наглядного,
раздаточного материала, дидактических игр и пособий.
4. Дифференциации и индивидуализации – в процессе реализации
программы обеспечивается развитие каждого обучающегося ребенка в
соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.
5. Межпредметности – программой предусматривается связь с другими
предметами: окружающим миром, развитием речи и т.д.
6. Гуманизации – главной целью деятельности творческого
объединения является развитие обучающегося ребенка.
7. Деятельностного подхода – любые знания приобретаются детьми во
время активной деятельности.
8. Результативности – программой предусматривается соответствие
целей образования и возможностей их достижения.
Участники программы - Программа рассчитана на обучение детей 5 7 лет.
Срок реализации Программы – 2 года.
Режим занятий: 1 раз в неделю (5 – 6 лет – 25 минут; 6 - 7 лет – 30
минут). Общая продолжительность обучения 36 часов в год






Основные применяемые технологии:
Элементы системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина В.В.Давыдова;
Здоровьесберегающие технологии;
Информационно-коммуникационные технологии;
Личностно-ориентированное обучение;
Игровые технологии

Основные формы и способы работы с детьми.
Занятия включают в себя систему дидактических заданий, игр и игровых
упражнений, теоретическую часть, физкультминутки, что будет способствовать
развитию мелкой моторики, развитию речи, глазомера, основных движений.
Программа включает работу по группам, коллективную, самостоятельную
деятельность и индивидуальные занятия.

12

1.2 Прогнозируемые результаты и способы их проверки
1- ый год обучения

К концу учебного года ребенок должен:
 считать по образцу и названному числу в пределах 10;
 понимать независимость числа от пространственного расположения
предметов;
 писать цифры от 1 до 10;
 пользоваться математическими знаками: +, - , = , < , >;
 записывать решение математической задачи (загадки) с помощью
математических знаков, цифр;
 соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
 различать количественный и порядковый счет в пределах 10;
 составлять числа от 3 до 10 из двух меньших;
 понимать смысл пословиц, в которых присутствуют числа;
 знать геометрические фигуры;
 рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические
изображения предметов из геометрических фигур;
 выкладывать из счетных палочек геометрические фигуы,
символические изображения предметов;
 располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке по
величине, ширине, высоте, толщине, используя соответствующие
определения;
 делить предмет на 2—4 и более частей, понимать, что часть меньше
целого, а целое больше части;
 называть последовательно дни недели, месяцы;
 ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку;
 определять положение предметов по отношению к другому лицу;
 решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление
последовательности событий, анализ и синтез;
 понимать задание и выполнять его самостоятельно;
 проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.
2- ой год обучения
К концу учебного года ребенок должен:
 знать числа второго десятка и записывать их;
 понимать независимость числа от величины, пространственного
расположения предметов, направлений счета; использовать и писать
13






математические знаки +, -,=,<, >;
решать арифметические задачи и записывать решение;
сравнивать группы одно- и разнородных предметов по количеству;
устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и
цифрой;
дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов;

 различать и называть ромб, пятиугольник, шестиугольник;
 рисовать символические изображения предметов в тетради в клетку;
 преобразовывать одни геометрические фигуры в другие (путем
складывания, разрезания);
 раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по
величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10;
 измерять линейкой отрезки, записывать результаты измерения;





изображать отрезки заданной длины с помощью линейки;
определять время с точностью до получаса;
ориентироваться на листе бумаги;
определять положение предмета по отношению к другому;

 решать логические задачи на сравнение, классификацию,
установление последовательности событий, анализ и синтез;
 понимать задание и выполнять его самостоятельно;
 проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы;
 самостоятельно формулировать учебные задачи.

Диагностика результативности освоения ДОП.
Уровень достигнутых предметных результатов предполагается оценивать
по следующим показателям:
1. Теоретическая подготовка по программе. Оцениваемые параметры:
Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического
плана ДОП. Критерии оценки – соответствие теоретических знаний
обучающихся программным требованиям. Методы диагностики – беседа,
устный опрос и др. Владение специальной терминологией. Критерии
оценки – осмысленность и правильность использования специальной
терминологии. Методы диагностики – беседа, устный опрос.
2. Практическая подготовка по программе. Оцениваемые параметры:

14

Практические умения и навыки, предусмотренные программой. Критерии
оценки - соответствие практических умений и навыков программным
требованиям. Методы диагностики – наблюдение, контрольные задания.
3. Эффективность программы предполагается оценивать по следующим
показателям:
- высокий и средний уровень освоения детьми содержания предмета;
-устойчивый интерес детей к данному виду деятельности
- наличие положительных мотивов посещения занятий);
- высокий уровень познавательной активности детей.
Контроль за освоением программы проводится в конце второго года
обучения. С этой целью используется тетрадь «Диагностика математических
способностей детей 6-7 лет» Е.В. Колесниковой.
Анализ выполнения заданий позволяет определить степень усвоения
Программы каждым ребёнком по следующим разделам:
6. Количество и счёт.
7. Геометрические фигуры.
8. Величина.
9. Ориентировка во времени и пространстве.
10. Логические задачи.
Подведение итогов реализации программы проводится в виде открытых
учебных занятий, самостоятельных работ.
Для проведения диагностики используются следующие задания:
Задание №1. Выявление умений счёта. Инструкция к проведению:
педагог предлагает ребёнку посчитать до 10.
Задание №2. Выявление знания цифр. Материал: набор цифр в
произвольном порядке. Инструкция: педагог предлагает
ребёнку
расположить цифры по порядку от 1 до 10, а затем назвать те цифры,
которые ему покажут (9, 3, 2, 6).
Задание №3. Выявление знаний о количественном составе числа из
единиц в пределах пяти, умения различать количественный и порядковый
счёт. Материал: на столе лежат в ряд муляжи овощей: картошка, огурец,
помидор, морковь, свёкла. Инструкция: педагог предлагает ребёнку сказать,
из каких овощей составлена группа, которая по счёту картошка (а), который
по счёту помидор (б), просит посчитать по порядку.
Задание №4. Выявление умений соотносить количество предметов с
цифрой. Материал: «Математический набор». Инструкция: педагог
предлагает ребёнку отсчитать 9 кружков, а потом обозначить это количество
цифрами.
15

Задание №5. Выявление умений увеличивать и уменьшать число на
единицу. Материал: «Математический набор». Инструкция: педагог
предлагает ребёнку отсчитать 8 квадратов, а затем уменьшить число на
единицу. После этого даёт следующее задание: сначала отсчитать 7
треугольников, а потом увеличить число на единицу.
Задание №6. Выявление знаний о геометрических фигурах. Материал:
набор геометрических фигур разной формы и величины, цвета. Инструкция:
педагог предлагает ребёнку отложить круги, треугольники, прямоугольники,
квадраты и назвать все группы фигур.
Задание №7. Выявление умений раскладывать предметы по
увеличению или уменьшению длины. Материал: пять полосок разной длины
и цвета. Инструкция: педагог предлагает ребёнку разложить полоски по
порядку от самой длинной до самой короткой, а затем сказать, какие они по
длине.
Задание №8. Выявление умения ориентироваться в пространстве.
Инструкция: педагог предлагает ребёнку сказать, что слева от него, что
справа, что впереди.
Задание №9. Выявление умения ориентироваться во времени, называть
части суток. Материал: картинки, на которых изображены разные части
суток. Инструкция: педагог предлагает ребёнку разложить картинки по
порядку, начиная с утра, а затем сказать, в какой временной отрезок, что
происходило (утро, вечер, день, ночь); назвать, какое сейчас время суток.
Оценка результатов: Правильно выполнил задание – 3 балла; Выполнил
задание с помощью небольшой подсказки педагога – 2 балла; Выполнил
задание с помощью взрослого или со второй попытки – 1 балл

16

II УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Возраст
детей
5-7 лет
6-7 лет
№
п\
п

Срок
реализации
программы
1 год
1 год

Количество
ПродолИтого
в неделю/ жительность занятий
в месяц
в год
1 /4
1/4

25 минут
30 минут

Наименование разделов и тем

Итого
часов
в месяц/в
год
100/900 мин
120/1080мин

36
36

Количес
В том числе
тво
занятий теорет практи
ическ ческих
их

1-ый год обучения
1.
2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Вводное занятие. Входная диагностика.
Число и цифра 1. Величины: большой, поменьше,
маленький. Ознакомление с названием месяца
сентябрь. Логическая задача на соединение
рисунков.
Число и цифра 2. Знаки «+», «=». Соотнесение
формы предмета с геометрической фигурой.
Ориентировка на листе бумаги.
Числа и цифры 1,2.3. Соотнесение количества
предметов с цифрой. Квадрат, выкладывание
квадрата. Из счётных палочек. Работа в тетради в
клетку. Логическая задача: дорисовка недостающих
фигур.
Числа и цифры 1,2,3, соотнесение количества
предметов с цифрой. Квадрат, выкладывание
квадрата из счётных палочек. Работа в тетради в
клетку. Величина: большой, поменьше, самый
маленький.
Числа и цифры 1,2,3,4,5. Знаки «+», «=».
Независимость числа от величины предметов.
Состав числа 5 из двух меньших. Ознакомление с
названием месяца – октябрь.
Число и цифра 6. Знаки «=», «+». Сложение числа 6
из двух меньших. Величина: длинный, короче, еще
короче, самый короткий. Логическая задача:
сравнение, установление последовательности.
Числа и цифры 4,5,6. Знаки «<»,«>», «=».
17

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

9.

10

11

12

13
14
15
16

17
18

19
20

21

22

Независимость числа от расположения предметов.
Квадрат, треугольник.
Числа и цифры 4,5,6. Установление соответствия
между числом, цифрой и количеством предметов.
Загадки.
Числа и цифры 1,2,3,4,5,0. Знак «-«. Дорисовывание
геометрических фигур. Ознакомление с названием
месяца – ноябрь.
Числа и цифры 0, 4,5,6. Решение задачи.
Установление равенства между двумя группами
предметов. Соотнесение количества предметов с
цифрой. Знаки «-«,«<»,«>». Слева, справа, впереди,
сзади.
Число и цифра 7. Знаки «=», «+». Математическая
загадка. Порядковый счёт. Величина: часть и целое.
Выкладывание прямоугольника из счётных палочек.
Работа в тетради в клетку. Деление квадрата на 2,4
части.
Числа и цифры 1,2,3,4,5,6,7. Состав числа 7 из двух
меньших. Дни недели.
Числа и цифры 1-8. Знаки «=», «- «. Ознакомление с
названием месяца – декабрь.
Порядковый счет. Сложение числа 8 из двух
меньших. Величина: деление предмета на 4 части.
Решение примеров на сложение и вычитание. Овал.
Положение предмета по отношению к себе и
другому лицу.
Знаки «<»,«>». Порядковый счёт. Прямоугольник,
треугольник, квадрат, круг.
Числа и цифры 1-9. Величина: высокий, низкий.
Дни недели. Ознакомление с названием месяца –
январь.
Порядковый счёт. Сравнение смежных чисел.
Величина: часть и целое. Квадрат.
Число 10. Выкладывание из счётных палочек
трапеции, лодки. Работа в тетради в клетку.
Логическая задача: различия в двух похожих
рисунках.
Цифры от 1 до 10. Сложение числа 10 из двух
меньших. Круг, трапеция, треугольник, квадрат.
Логическая задача: дорисовка недостающих фигур.
Решение задачи. Соотнесение числа и цифры. Знаки
«+», «-«. Работа в тетради в клетку. Ознакомление с
названием месяца – февраль.
18

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

23
24

25

26

27

28
29

30

31

32

33

Решение задач на сложение и вычитание.
Порядковый счёт. Работа со счётными палочками.
Решение примеров на сложение и вычитание.
Составление числа из двух меньших. Работа в
тетради в клетку. Круг, прямоугольник.
Установление соответствия между цифрой и
количеством предметов. Знаки «<»,«>». Дни недели.
Круг, треугольник, прямоугольник, трапеция.
Решение задач на сложение и вычитание.
Ознакомление с названием месяца – март.
Четырехугольник, шестиугольник.
Решение задачи на вычитание. Установление
соответствия между числом и цифрой. Работа в
тетради в клетку. Величина: большой, поменьше,
самый маленький. Треугольник. Части суток.
Решение задачи. Отгадывание загадок.
Порядковый счёт. Дни недели. Времена года.
Решение математической загадки. Сложение числа
10 из двух меньших. Круг, овал, треугольник.
Ориентировка на листе бумаги.
Решение задач. Круг, квадрат, прямоугольник,
треугольник. Ознакомление с названием месяца –
апрель. Логическая задача: дорисовка предметов.
Порядковый счёт. Решение математической
загадки. Рисование предмета из заданных фигур.
Работа в тетради в клетку.
Порядковый счёт. Сложение числа 10 из двух
меньших. Треугольник, круг, трапеция,
символические изображения предметов из счётных
палочек. Логическая задача: дорисовка предмета.
Решение задачи, примеров. Соотнесение цифры с
количеством предметов. Стих о цифрах от 1 до 10.
Ознакомление с названием месяца – май.
Закрепление знаний о месяцах – марте, апреле.
Повторение изученного материала

34
35
36. Итоговое занятие «Путешествие в страну
Математика»
Итого

19

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

2

2

1

1

36

16,5

19,5

1
2

3

4

5

6
7

8

9

10

11

12

13

14

2-ой год обучения
Вводное занятие. Входная диагностика.
Числа и цифры от 1 до 10. Математическая
загадка. Знаки «<»,«>». Работа со счётными
палочками. Квадрат, прямоугольник.
Знаки «=», « #», «- «. Математические задачи.
Величина: сравнение предметов. Ориентировка на
листе бумаги.
Счёт по образцу и названному числу.
Независимость числа от пространственного
расположения предметов. Сравнение предметов с
фигурами. Ориентировка во времени: части суток.
Знаки «<»,«>»,«=», « #». Соотнесение количества
предметов с цифрой. Состав числа шесть из двух
меньших. Треугольник, трапеция. Логическая
задача: дорисовка предмета.
Соотнесение количества предметов с цифрой.
Математическая загадка. Ознакомление с часами.
Установление соответствия между количеством
предметов и цифрой. Дни недели. Положение
предмета по отношению к себе и другому лицу.
Порядковый счет. Счет по названному числу.
Состав числа из двух меньших. Овал. Логическая
задача: установление связей и зависимостей.
Арифметические задачи. Решение примеров.
Величина: измерение линейкой. Ориентировка на
листе бумаги.
Цифры от 1 до 9. Числа 10,11. Часы, определение
времени. Логическая задача: дорисовка
недостающего предмета.
Независимость числа от пространственного
расположения предметов. Математическая загадка.
Отношения между числами. Состав числа из двух
меньших. Рисование символического изображения
животных.
Число 12. Дорисовывание кругов до знакомых
предметов. Определение времени на часах.
Логическая задача: дорисовка недостающего
предмета.
Отношения между числами. Математическая
загадка. Состав числа из двух меньших. Величина:
измерение длины отрезка. Осенние месяцы.
Число 13. Математическая задача. Решение
примеров. Рисование в тетради в клетку.
20

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

15

16

17

18

19

20

21

22

23
24

25
26

27
28

Логическая задача: разделение предмета на части.
Решение примеров. Знаки «+», «-«. Соответствие
между цифрой и количеством предметов.
Величина: выше, глубже. Элементы треугольника
(вершина, стороны, углы). Логическая задача:
сравнение, установление последовательности
событий.
Число 14. Дни недели. Логическая задача:
сравнение, установление последовательности
событий.
Счёт по образцу и названному числу.
Арифметическая задача. Состав числа из двух
меньших. Дорисовывание прямоугольника до
знакомых предметов.
Число 15. Соотнесение количества предметов с
цифрой. Рисование символического изображения
кошки.
Числа от 1 до 15. Решение примеров.
Дорисовывание овалов до знакомых предметов.
Логическая задача: установление связей и
зависимостей.
Число 16. Величина: измерение линейкой.
Определение времени по часа. Логическая задача:
установление связей и зависимостей.
Математическая загадка. Знаки «+», «-«. Состав
числа из двух меньших. Дорисовывание
треугольников до знакомых предметов.
Число 17. Решение примеров. Счёт по образцу и
названному числу. Часы (стрелки, циферблат).
Логическая задача: поиск недостающей фигуры.
Число 17. Рисование символического изображения
собачки. Ориентировка на листе бумаги.
Число 18. Состав числа из двух меньших. Счёт по
названному числу. Вершины, стороны, углы.
Логическая задача: поиск недостающей фигуры.
Число 18. Решение примеров. Времена года.
Ориентировка на листе бумаги.
Число 19. Состав числа из двух меньших чисел.
Величина: сравнение предметов по величине.
Установление последовательности событий.
Число 19. Величина: измерение линейкой.
Дорисовывание квадратов до знакомых предметов.
Число 20. Решение примеров, задачи. Логическая
задача: установление связей и зависимостей.
21

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

29

30

31

32

33
34
35
36

Решение арифметической задачи, примеров.
Величина: измерение линейкой. Ориентировка на
листе бумаги. Работа в тетради в клетку.
Логическая задача.
Знаки «=», «-«. Математическая загадка.
Соотнесение количества предметов с цифрой.
Величина: измерение линейкой. Определение
времени на часах.
Соотнесение количества предметов с числом,
решение примеров. Квадрат, треугольник,
прямоугольник. Дни недели.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1
Соответствие между количеством предметов и
цифрой. Ориентировка по отношению к другому
лицу. Логическая задача: установление связей и
зависимостей.
Задачи-шутки. Решение примеров, математической 1
загадки. Весенние месяцы.
Повторение изученного материала
2

0,5

0,5

0,5

0,5

Итоговое занятие
«И прекрасна, и сильна Математики страна»
ИТОГО

2

1
36

1
16,5

19,5

2.1 Примерное планирование совместной деятельности с детьми 5-6 лет

Месяц
Сентябрь

Темы занятий
 Занятие 1 - мониторинг
 Занятие 2
Количество и счет. - Число и цифра 1.
Величина - Большой, поменьше, маленький.
Ориентировка во времени- Знакомство с названием месяца
сентябрь.
Логическая задача.
 Занятие 3
Количество и счет - Число и цифра 2, знаки +, —
Геометрические фигуры.- Соотнесение формы предмета с
геометрической фигурой.
Ориентировка в пространстве.- Ориентировка на листе бумаги.
 Занятие 4
Количество и счет.- Числа и цифры 1, 2, 3. Соотнесение количества
предметов с цифрой.
Геометрические фигуры.- Квадрат, выкладывание квадрата из
22

Октябрь

Ноябрь

счетных палочек, работа в тетради в клетку
Логическая задача.
 Занятие 5
Количество и счет- Числа и цифры 1, 2,3, 4. Соотнесение количества
предметов и цифр, величина, работа в тетради в клетку.
Геометрические фигур- Круг.
Логическая задача.
 Занятие 6
Количество и счет.
Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5. Знаки +, =, независимость числа от
величины предметов, состав числа 5 из двух меньших.
Ориентировка во времени -Знакомство с названием месяца октябрь.
Логическая задача.
 Занятие 7
Количество и счет.- Число и цифра 6. Знаки —, +, сложение числа 6
из двух меньших.
Величина.- Длинный, короче, еще короче, самый короткий.
Логическая задача.
 Занятие 8
Количество и счет.- Числа и цифры 4, 5, 6. Знаки <, >, =,
независимость числа от расположения предметов.
Геометрические фигуры - Квадрат, треугольник.
 Занятие 9
Количество и счет. - Числа и цифры 4, 5, 6. Установление
соответствия между числом, цифрой и количеством
предметов, загадки.
Логическая задача
 Занятие 10
Количество и счет - Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, 0, знак Геометрические фигуры. - Дорисовывание геометрических фигур.
Ориентировка во времени. - Знакомство с названием месяца ноябрь.
Логическая задача.
 Занятие 11
Количество и счет. - Числа и цифры 0, 4, 5, 6. Решение задачи,
установление равенства между двумя группами
предметов, соотнесение количества предметов с цифрой, знаки
-, <, >.
Ориентировка во времени и в пространстве - Слева, справа,
впереди, сзади.
Логическая задача.
 Занятие 12
Количество и счет. -Число и цифра 7. Знаки «, +, математическая
загадка, порядковый счет.
Величина. - Часть и целое.
23

Декабрь

Январь

Геометрические фигуры. - Выкладывание прямоугольника из
счетных палочек, работа в тетради в клетку,
деление квадрата на 2, 4 части.
 Занятие 13
Количество и счет. - Числа и цифры 1,2,3,4, 5,6, 7. Состав числа 7 из
двух меньших.
Ориентировка во времени - Дни недели
 Занятие 14
Количество и счет. -Числа и цифры 1—8, знаки +, Ориентировка во времени. - Знакомство с названием месяца
—декабрь.
Логическая задача.
 Занятие 15
Количество и счет - Порядковый счет. Сложение числа 8 из двух
меньших.
Величина. - Деление предмета на 4 части.
Логическая задача.
 Занятие 16
Количество и счет. - Решение примеров на сложение и вычитание.
Геометрические фигуры - Овал.
Ориентировка в пространстве.- Положение предмета по отношению
к себе и другому лицу.
Логическая задача.
 Занятие 17
Количество и счет. - Знаки <, >. Порядковый счет.
Геометрические фигуры. -Прямоугольник, треугольник, квадрат,
круг.
Логическая задача.
 Занятие 18
Количество и счет. Числа и цифры 1—9
Величина. - Высокий, низкий.
Ориентировка во времени. - Дни недели. Знакомство с названием
месяца январь.
Логическая задача.
 Занятие 19
Количество и счет.- Порядковый счет. Сравнение смежных чисел.
Величина.- Часть и целое. Геометрические фигуры. Квадрат.
Логическая задача.
 Занятие 20
Количество и счет. - Число 10.
Геометрические фигуры. - Выкладывание из счетных палочек
трапеции, лодки, работа в тетради в клетку.
Логическая задача. Различия в двух похожих рисунках.
 Занятие 21
24

Количество и счет. - Цифры от 1 до 10. Сложение числа 10 из двух
меньших.
Геометрические фигуры. - Круг, трапеция, треугольник, квадрат.
Логическая задача

Февраль

 Занятие 22
Количество и счет. - Решение задачи, соотнесение числа и цифры,
знаки +, -.
Геометрические фигуры. - Работа в тетради в клетку.
Ориентировка во времени. - Знакомство с названием месяца
февраль.
 Занятие 23
Количество и счет. Решение задач на сложение и вычитание,
порядковый счет.
Геометрические фигуры - Работа со счетными палочками.
Логическая задача.
 Занятие 24
Количество и счет. - Решение примеров на сложение и вычитание,
составление числа из двух меньших.
Ориентировка в пространстве. - Работа в тетради в клетку.
Геометрические фигуры. - Круг, прямоугольник.
 Занятие 25
Количество и счет. - Установление соответствия между цифрой и
количеством предметов, знаки <, >.
Ориентировка во времени. - Дни недели.
Геометрические фигуры. - Круг, треугольник, прямоугольник,
трапеция.
Логическая задача

Март

 Занятие 26
Количество и счет. - Решение задач на сложение и вычитание.
Ориентировка во времени.- Знакомство с названием месяца
—март.
Геометрические фигуры.- Четырехугольники, шестиугольник.
Логическая задача.
 Занятие 27
Количество и счет. - Решение задачи на вычитание, установление
соответствия между числом и цифрой, работа в
тетради в клетку.
Величина.- Большой, поменьше, самый маленький.
Геометрические фигуры. - Треугольник.
Ориентировка во времени. - Части суток.
25

 Занятие 28
Количество и счет.- Решение задачи, отгадывание загадок,
порядковый счет.
Ориентировка во времени. - Дни недели, времена года.
 Занятие 29
Количество и счет. - Решение математической загадки, сложение
числа 10 из двух меньших.
Геометрические фигуры. - Круг, овал, треугольник.
Ориентировка в пространстве. - Ориентировка на листе бумаги.
Логическая задача.
Апрель

Май

 Занятие 30
Количество и счет. - Решение задач.
Геометрические фигуры.- Круг, квадрат, прямоугольник,
треугольник.
Ориентировка во времени. - Знакомство с названием месяца
апрель.
Логическая задача.
 Занятие 31
Количество и счет. - Порядковый счет, решение математической
загадки.
Геометрические фигуры.- Рисование предмета из заданных фигур.
Ориентировка в пространстве. -Работа в тетради в клетку.
 Занятие 32
Количество и счет. - Порядковый счет, сложение числа 10 из двух
меньших.
Геометрические фигуры. - Треугольник, круг, трапеция,
символические изображения предметов из счетных палочек.
Логическая задача.
 Занятие 33 - 34
Количество и счет.- Решение задачи, примеров, соотнесение цифры
с количеством предметов, стихи о цифрах с 1 до 10.
Ориентировка во времени.
Знакомство с названием месяца май, закрепление знаний о месяцах
марте, апреле.
Занятие 35 Закрепление пройденного материала
Занятие 36 Итоговое занятие

Показатели развития
К концу года дети должны:
—считать по образцу и названному числу в пределах десяти;
—понимать независимость числа от пространственного расположения
предметов;
26

—писать цифры от 1 до 10;
—пользоваться математическими знаками +, -, =», <, >;
—записывать решение математической задачи (загадки) с помощью
математических знаков, цифр;
—соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
—различать количественный и порядковый счет в пределах десяти;
—составлять числа от 3 до 10 из двух меньших;
—понимать смысл пословиц, в которых присутствуют числа;
—знать геометрическую фигуру трапецию;
—рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические
изображения предметов из геометрических фигур;
—выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические
изображения предметов;
—располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке по величине,
ширине, высоте, толщине, используя соответствующие определения;
—делить предмет на 24 и более частей, понимать, что часть меньше целого, а
целое больше части;
—называть последовательно дни недели, месяцы;
—ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку;
—определять положение предметов по отношению к другому лицу;
—решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление
последовательности событий, анализ и синтез;
—понимать задание и выполнять его самостоятельно;
—проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы;
—самостоятельно формулировать учебные задачи.
2.2 Примерное планирование совместной деятельности с детьми 6-7 лет

Месяц
Сентябрь

Тема занятия
 Занятие 2
Количество и счет.
Числа и цифры от 1 до 10, математическая загадка, знаки <, >,
работа со счетными палочками.
Геометрические фигуры.- Квадрат, прямоугольник.
 Занятие 3
Количество и счет. Знаки — +, математические задачи.
Величина.- Сравнение предметов.
Ориентировка в пространстве. - Ориентировка на листе бумаги.
 Занятие 4
Количество и счет - Счет по образцу и названному числу,
27

Октябрь

Ноябрь

независимость числа от пространственного расположения
предметов.
Геометрические фигуры. - Сравнение предметов с фигурами.
Ориентировка во времени. - Части суток.
 Занятие 5
Количество и счет - Знаки <, >, Соотнесение количества
предметов с цифрой, состав числа шесть из двух меньших.
Геометрические фигуры. - Треугольник, трапеция.
Логическая задача.
 Занятие 6
Количество и счет. - Соотнесение количества предметов с
цифрой, математическая загадка.
Ориентировка во времени. - Знакомство с часами.
 Занятие 7
Количество и счет. - Установление соответствия между
количеством предметов и цифрой.
Ориентировка во времени. - Дни недели.
Ориентировка в пространстве. - Положение предмета по от
ношению к себе и другому лицу.
Логическая задача.
 Занятие 8
Количество и счет. - Порядковый счет, счет по названному
числу, состав числа из
двух меньших.
Геометрические фигуры - Овал.
Логическая задача
 Занятие 9
Количество и счет - Арифметические задачи, решение
примеров.
Величина. Измерение линейкой.
Ориентировка в пространстве - Ориентировка на листе бумаги
Логическая задача
 Занятие 10
Количество и счет. - Цифры от 1 до 10, число 11.
Ориентировка во времени. - Часы. Определение времени.
Логическая задача.
 Занятие 11
Количество и счет. - Независимость числа от
пространственного расположения
предметов, математическая загадка, отношения между
числами, состав числа из двух меньших.
Геометрические фигуры.- Рисование символического
изображения животных.
 Занятие 12
28

Декабрь

Январь

Количество и счет - Число 12.
Геометрические фигуры - Дорисовывание кругов до знакомых
предметов.
Ориентировка во времени - Определение времени на часах.
Логическая задача.
 Занятие 13
Количество и счет. Отношения между числами,
математическая загадка, состав числа из двух меньших.
Величина. - Измерение длины отрезка.
Ориентировка во времени - Осенние месяцы.
Логическая задача
 Занятие 14
Количество и счет. - Число 13, математическая задача, решение
примеров. Соответствие между цифрой математическая
задача, решение примеров
Геометрические фигуры - Рисование в тетради в клетку.
Логическая задача.
 Занятие 15
Количество и счет. Решение примеров, знаки +, - Соответствие
между цифрой и количеством предметов.
Величина. - Выше, глубже.
Геометрические фигуры - Элементы треугольника (вершины,
стороны, углы).
Логическая задача.
 Занятие 16
Количество и счет. Число 14. Счет по образцу и названному
числу, арифметическая задача, состав числа из двух меньших.
Ориентировка во времени - Дни недели.
Геометрические фигуры. - Дорисовывание прямоугольника
до знакомых предметов
Логическая задача
 Занятие 17
Количество и счет. - Число 15. Соотнесение количества
предметов с цифрой.
Геометрические фигуры. - Рисование символического
изображения кошки.
Логическая задача
 Занятие 18
Количество и счет. - Числа от 1 до 15, решение примеров.
Геометрические фигуры. - Дорисовывание овалов до знакомых
предметов.
Логическая задача.
 Занятие 19
Количество и счет - Число 16.
29

Февраль

Март

Величина - Измерение линейкой.
Ориентировка во времени - Определение времени по часам.
Логическая задача.
 Занятие 20
Количество и счет - Математическая загадка, знаки +,
- состав числа из двух меньших.
Геометрические фигуры .
Дорисовывание треугольников до знакомых предметов
Логическая задача.
 Занятие 21
Количество и счет - Математическая загадка, знаки +,
- состав числа из двух меньших.
Геометрические фигуры .
Дорисовывание треугольников до знакомых предметов
Логическая задача.
 Занятие 22
Количество и счет. - Число 17. Решение примеров, счет по
образцу и названному числу.
Ориентировка во времени - Часы (стрелки, циферблат).
Логическая задача.
 Занятие 23
Количество и счет. - Число 17.
Геометрические фигуры. - Рисование символического
изображения собачки.
Ориентировка в пространстве - Ориентировка на листе бумаги.
Логическая задача.
 Занятие 24
Количество и счет. Число 18. Состав числа из двух меньших,
счет по названому числу.
Геометрические фигуры - Вершины, стороны, углы.
Логическая задача.
 Занятие 25
Количество и счет. - Число 18. Решение примеров.
Ориентировка во времени - Времена года.
Ориентировка в пространстве. Ориентировка на листе бумаги
 Занятие 26
Количество и счет.
Число 19, состав числа из двух меньших чисел.
Величина. - Сравнение предметов по величине.
Логическая задача.
 Занятие 27
Количество и счет. Число 19.
Величина. - Измерение линейкой.
30

Апрель

Май

Геометрические фигуры - Дорисовывание квадратов до
знакомых предметов.
Логическая задача.
 Занятие 28
Количество и счет - Число 20, решение примеров, задачи.
Величина. - Измерение линейкой.
Ориентировка в пространстве - Ориентировка на листе бумаги,
работа в тетради в клетку.
Логическая задача
 Занятие 29
Количество и счет. - Знаки +, -. математическая загадка,
соотнесение количества предметов с цифрой.
Величина. - Измерение линейкой.
Ориентировка во времени - Определение времени на часах.
 Занятие 30
Количество и счет - Соотнесение количества предметов с
числом, решение примеров.
Геометрические фигуры - Квадрат, треугольник,
прямоугольник.
Ориентировка во времени - Дни недели.
 Занятие 31
Количество и счет.
Соответствие между количеством предметов и цифрой.
Ориентировка в пространстве. Ориентировка по отношению к
другому лицу.
Логическая задача.
 Занятие 32
Количество и счет - Соотнесение количества предметов с
числом, решение примеров, решение примеров,
математические загадки.
Ориентировка во времени. Весенние месяцы.
 Занятие 33
Задачи-шутки. Решение примеров, математической загадки.
Весенние месяцы.
 Занятие 34,35
Закрепление пройденного материала
 Занятие 36
Итоговое занятие

31

Показатели развития
К концу года дети должны:
— знать числа второго десятка и записывать их;
— понимать независимость числа от величины, пространственного
расположения предметов, направлений счета;
—использовать и писать математические знаки +, -, =, <, >;
—решать арифметические задачи и записывать решение;
—сравнивать группы однородных и разнородных предметов по количеству;
—устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и
цифрой;
—дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов;
—различать и называть ромб, пятиугольник, шестиугольник;
—рисовать символические изображения предметов в тетради в клетку
преобразовывать одни геометрические фигуры в другие(путем складывания,
разрезания);
—раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по
величине, ширине, высоте, толщине в пределах десяти;
—измерять линейкой отрезки, записывать результаты измерения;
—изображать отрезки заданной длины с помощью линейки;
—определять время с точностью до получаса; ориентироваться на листе
бумаги;
—определять положение предмета по отношению к другому;
—решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление
последовательности событий, анализ и синтез;
—понимать задание и выполнять его самостоятельно;
—проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы;
—самостоятельно формулировать учебные задачи

ІІІ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1-ый год обучения
Количество и счет
Закрепить: представление о числах и цифрах до 5.
Дать представление: о цифрах от 6 до 9 и числе 10 на основе
сравнения двух множеств.
Продолжать учить:
 считать по образцу и названному числу;
 понимать независимость числа от величины, расстояния,
пространственного расположения предметов, направления счета.
Учить:
 воспроизводить количество движений по названному числу;
 писать цифры от 1 до 9 и число 10;
 отгадывать математические загадки;
 записывать решение задачи (загадки) с помощью математических
знаков и цифр;
 составлять числа от 3 до 10 из двух меньших на наглядном материале;
 из неравенства делать равенство;
 различать количественный и порядковый счет в пределах 10;
 устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;
 решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой
информации.
Познакомить:
 со стихами, загадками, считалками, пословицами, в которых
упоминаются числа и другие математические понятия (части суток,
дни недели, времена года);
 математическими знаками + , - , = , < , > .
Величина
Учить:
 располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по
величине, ширине, высоте и толщине, употреблять сравнения
(большой, поменьше, еще поменьше, самый маленький; широкий, уже,
еще уже, самый узкий; высокий, ниже, еще ниже, самый низкий);
 делить предмет на 2, 4 и более частей;
 понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.
Развивать: глазомер.

33

Геометрические фигуры
Закрепить:
 знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник,
прямоугольник, овал);
 умение видеть геометрические фигуры в формах окружающих
предметов.
Познакомить:
 с геометрической фигурой — трапецией;
 тетрадью в клетку.
Учить:
 преобразовывать фигуры (путем складывания, разрезания,
выкладывания из палочек);
 рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры,
символические изображения предметов из геометрических
фигур;
 выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры
(квадрат, треугольник, прямоугольник,
трапеция),символические изображения предметов (домик,
лодка,елочка).
Ориентировка во времени
Закрепить и углубить: временные представления о частях суток,
временах года. Учить:
 называть последовательно дни недели;
 определять, какой день недели был вчера, какой будет завтра.
Познакомить с названиями месяцев.
Ориентировка в пространстве
Закрепить: умение ориентироваться на листе бумаги.
Учить:
 обозначать словами положение предмета по отношению к себе,
другому лицу;
 ориентироваться в тетради в клетку.
Логические задачи
Продолжать учить: решать логические задачи на сравнение,
классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.

34

1-ый год обучения
Количество и счет
Закрепить:
 умение писать цифры от>1 до 9 и число 10;
 представления о цифрах от 0 до 9 и числе 10 на основе сравнения двух
множеств;
 умение делать из неравенства равенство.
Продолжать учить:
 считать по образцу и названному числу в пределах 10;
 понимать независимость числа от величины, расстояния,
пространственного расположения предметов, направлений счета;
 сравнивать группы разнородных предметов;
 отгадывать математические загадки;
 записывать решение задачи (загадки) с помощью математических
знаков, цифр, чисел;
 правильно использовать и писать математические знаки +, -, =,< , >;
 сравнивать количество предметов и записывать соотношения при
помощи знаков и цифр;
 устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и
цифрой;
 решать арифметические задачи, примеры на сложение и вычитание;
 решать логические задачи.
Учить:
 считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
 определять место того или иного числа в ряду (10—20) по его
отношению к предыдущему и последующему числам;
 различать количественный и порядковый счет в пределах 10;
 различать количественный и порядковый счет в пределах 20, правильно
отвечать на вопросы: Сколько? Который? Какой по счету?;
 воспроизводить количество движений по названному числу.
Продолжать знакомить:
 с составом числа из двух меньших (до 10);
 стихами, загадками, считалками, пословицами, в которых
присутствуют числа и другие математические понятия (части
суток, дни недели, времена года).
Познакомить:
 с числами от 11 до 20 и новой счетной единицей — десятком;
 числами второго десятка и их записью.
35

Величина
Продолжать учить:
 раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по
величине, ширине, высоте, толщине, употреблять сравнения
(большой, поменьше, еще меньше, самый маленький, высокий, ниже,
еще ниже, самый низкий);
 делить предмет на 2, 4, 6, 8 и более частей и понимать,что часть
меньше целого, а целое больше части.
Учить:
 измерять линейкой, определять результаты измерения в сантиметрах;

изображать отрезки заданной длины с помощью линейки.
Развивать глазомер.
Геометрические фигуры
Закрепить:
 знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник,
прямоугольник, овал, трапеция);
 умение дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов.
Продолжать учить:
 рисовать символические изображения предметов из геометрических
фигур в тетради в клетку;
 выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры (квадрат,
прямоугольник, треугольник, трапецию);
 преобразовывать одни фигуры в другие (путем складывания,
разрезания).
Учить:
 классифицировать геометрические фигуры по разным основаниям
(виду, величине);
 называть и показывать элементы геометрических фигур (вершины,
стороны, углы).
Познакомить с геометрическими фигурами (ромб, пятиугольник,
шестиугольник).
Ориентировка во времени
Закрепить и углубить временные представления о частях суток, днях
недели, временах года, месяцах.
Продолжать учить устанавливать различные временные отношения.
Познакомить с часами (стрелки, циферблат).
Учить определять время с точностью до получаса.

36

Ориентировка в пространстве
Закрепить:
 умение ориентироваться на листе бумаги;
 определять словом положение предмета по отношениюк себе, другому
лицу (справа, слева, впереди, сзади).
Упражнять в определении расположения предметов на листе
бумаги.
Продолжать учить пользоваться тетрадью в клетку.
Логические задачи
Продолжать учить:
 решать логические задачи на сравнение, классификацию,
установление последовательности событий, анализ и синтез;
 устанавливать конкретные связи и зависимости.

37

ІV УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
№
п/
п

Наименование Форма проведения
раздела

Приемы и методы

Дидактический материал,
техническое оснащение

Форма подведения
итогов

1-й год обучения
1

Количество
и счёт.

Дидактическая игра.
Совместная
деятельность
взрослого и детей,
самостоятельная
деятельность детей.

Наглядный:
иллюстрация,
наблюдение.
Словесный:
беседа, объяснение,
заучивание
стихотворений.
Работа с книгой:
работа с
иллюстрациями,
схемами.
Практический:
раскрашивание,
рисование, письмо

2

Величина.

Дидактическая игра.
Совместная
деятельность
взрослого и детей,
самостоятельная

Наглядный:
иллюстрация,
наблюдение.
Словесный:
беседа, объяснение,

- Колесникова Е.В. Я считаю
Опрос,
до десяти: рабочая тетрадь
практическое
для детей 5-6 лет. 2013.
занятие.
- Колесникова Е.В. Тесты для
детей 5 лет. – М.:Ювента,
2013.
- Математика для детей 5-6
лет:
демонстрационный
материал. – М.:Ювента, 2013.
- Раздаточный материал
(предметные картинки,
набор карточек с цифрами от
0 до 20)
- Счетные палочки
- Тетрадь в клетку
-Колесникова
Е.В. Беседа,
Математика для детей 5-6 игра-эксперимент
лет:
демонстрационный
материал. – М.:Ювента, 2013.
-Колесникова Е.В. Я считаю

деятельность детей.

3

Геометрические
фигуры.

Дидактическая игра.
Совместная
деятельность
взрослого и детей,
самостоятельная
деятельность детей.

Ориентировка
во времени.

Дидактическая игра.

заучивание
стихотворений.
Работа с книгой:
работа с
иллюстрациями,
схемами.
Практический:
раскрашивание,
рисование.
Наглядный:
иллюстрация,
наблюдение.
Словесный:
беседа, объяснение,
заучивание
стихотворений.
Работа с
книгой:работа с
иллюстрациями,
схемами..
Практический:
раскрашивание,
рисование.
Наглядный:
иллюстрация,
39

до десяти: рабочая тетрадь
для детей 5-6 лет. – М.:
Ювента, 2013.
-Колесникова Е.В. Тесты для
детей 5 лет. – М.:Ювента,
2013.
-Раздаточный
материал
(Счетные палочки, линейки,
набор карточек)
Колесникова
Е.В. Опрос,
Математика для детей 5-6 практическое
лет: демонстрационный
занятие.
материал. – М.:Ювента, 2013.
- Колесникова Е.В. Я считаю
до десяти: рабочая тетрадь
для детей 5-6 лет. – М.:
Ювента, 2013.
- Колесникова Е.В. Тесты для
детей 5 лет. – М.:Ювента,
2013.
-Набор плоскостных
и
объемных фигур
-Развивающая
игра
«Двухцветный
квадрат
Воскобовича»
Викторина
Колесникова
Е.В.
Математика для детей 5-6

Ориентировка в
пространстве.

Совместная
деятельность
взрослого и детей,
самостоятельная
деятельность детей.

наблюдение.
Словесный:
беседа, объяснение.
Работа с книгой:
работа с
иллюстрациями,
схемами.
Практический:
раскрашивание,
рисование,
упражнение.

Дидактическая игра.

Наглядный:
иллюстрация,
наблюдение.
Словесный: беседа,

Совместная
деятельность
взрослого и детей,
самостоятельная
деятельность детей.

объяснение.
Работа с книгой:
работа с
иллюстрациями,
схемами.

Практический:
раскрашивание,
рисование.,
упражнение.

Логические

Дидактическая игра.

Наглядный:
40

лет:
демонстрационный
материал. – М.:Ювента, 2013.
Колесникова Е.В. Я считаю
до десяти: рабочая тетрадь
для детей 5-6 лет. – М.:
Ювента, 2013.
Колесникова Е.В. Тесты для
детей 5 лет. – М.:Ювента,
2013.
- Модель часов, иллюстрации
времен года, месяцев,
дней недели, художественная
литература по теме.
Колесникова
Е.В.
Математика для детей 5-6
лет: демонстрационный
материал. – М.:Ювента, 2013.
- Колесникова Е.В. Я считаю
до десяти: рабочая тетрадь
для детей 5-6 лет. – М.:
Ювента, 2013.
- Колесникова Е.В. Тесты для
детей 5 лет. – М.:Ювента,
2013.
- Наборы математического
содержания, тетради в клетку
-Колесникова
Е.В.

Дидактическая игра,
практическое
занятие.

Итоговое занятие

задачи.

Совместная
деятельность
взрослого и детей,
самостоятельная
деятельность детей.

иллюстрация,
наблюдение.
Словесный:
беседа, объяснение.
Работа с
книгой:работа с
иллюстрациями,
схемами.
Практический:
раскрашивание,
рисование.

Математика для детей 5-6 «Путешествие
лет:
демонстрационный в страну
материал. – М.:Ювента, 2013. Математика»
-Колесникова Е.В. Я считаю
до десяти: рабочая тетрадь
для детей 5-6 лет. – М.:
Ювента, 2013.
-Колесникова Е.В. Тесты для
детей 5 лет. – М.:Ювента,
2013.

2-й год обучения
1

Количество
и счёт.

Дидактическая игра.
Совместная
деятельность взрослого
и детей, самостоятельная
деятельность детей.

Наглядный:
иллюстрация,
наблюдение.
Словесный:
беседа, объяснение,
заучивание
стихотворений.
Работа с книгой:
работа с
иллюстрациями,
схемами.
Практический:
раскрашивание,
рисование, письмо
41

-Колесникова
Е.В. Опрос,
Математика для детей 6-7 практическое
лет:
демонстрационный занятие.
материал. – М.:Ювента, 2013.
-Колесникова Е.В. Я считаю
до двадцати: рабочая тетрадь
для детей 6-7 лет. – М.:
Ювента, 2013.
-Колесникова Е.В. Тесты для
детей 6 лет. – М.:Ювента,
2013.
-Колесникова
Е.В.
Диагностика математических
способностей детей 6-7 лет. –
М.:Ювента, 2013.

2

Величина.

Дидактическая игра.
Совместная
деятельность взрослого
и детей, самостоятельная
деятельность детей.

Наглядный:
иллюстрация,
наблюдение.
Словесный:
беседа, объяснение,
заучивание
стихотворений.
Работа с
книгой:работа с
иллюстрациями,
схемами.
Практический:
раскрашивание,
рисование.

3

Геометриче
ские

Дидактическая игра.
Совместная

Наглядный:
иллюстрация,
42

- Раздаточный материал
(предметные картинки,
набор карточек с цифрами от
0 до 20)
- Счетные палочки
- Тетрадь в клетку
-Колесникова
Е.В. Устный опрос,
Математика для детей 6-7 Дидактические
лет:
демонстрационный игры и упражнения,
материал. – М.:Ювента, 2013.
-Колесникова Е.В. Я считаю
до двадцати: рабочая тетрадь
для детей 6-7 лет. – М.:
Ювента, 2013.
-Колесникова Е.В. Тесты для
детей 6 лет. – М.:Ювента,
2013.
-Колесникова
Е.В.
Диагностика математических
способностей детей 6-7 лет. –
М.:Ювента, 2013.
-Раздаточный
материал
(Счетные палочки, линейки,
набор карточек)
-Колесникова
Е.В. Опрос,
Математика для детей 6-7 практическое

фигуры.

деятельность взрослого наблюдение.
и детей, самостоятельная Словесный:
деятельность детей.
беседа, объяснение,
заучивание
стихотворений.
Работа с
книгой:работа с
иллюстрациями,
схемами..
Практический:
раскрашивание,
рисование.

Ориентиров Дидактическая игра.
ка во
Совместная
времени.
деятельность взрослого
и детей, самостоятельная
деятельность детей.

Наглядный:
иллюстрация,
наблюдение.
Словесный:
беседа, объяснение.
Работа с
книгой:работа с
иллюстрациями,
43

лет:
демонстрационный занятие.
материал. – М.:Ювента, 2013.
-Колесникова Е.В. Я считаю
до двадцати: рабочая тетрадь
для детей 6-7 лет. – М.:
Ювента, 2013.
-Колесникова Е.В. Тесты для
детей 6 лет. – М.:Ювента,
2013.
-Колесникова
Е.В.
Диагностика математических
способностей детей 6-7 лет. –
М.:Ювента, 2013.
-Набор
плоскостных
и
объемных фигур, счетные
палочки
-Развивающая
игра
«Двухцветный
квадрат
Воскобовича»
-Колесникова
Е.В.
Дидактич.
Математика для детей 6-7
игра,практи
лет:
демонстрационный ческое занятие.
материал. – М.:Ювента, 2013.
-Колесникова Е.В. Я считаю
до двадцати: рабочая тетрадь
для детей 6-7 лет. – М.:
Ювента, 2013.

схемами.
Практический:
раскрашивание,
рисование,
упражнение.

Ориентиров
ка в
пространств
е.

Дидактическая игра.
Совместная
деятельность взрослого
и детей, самостоятельная
деятельность детей.

Наглядный:
иллюстрация,
наблюдение.
Словесный:
беседа, объяснение.
Работа с
книгой:работа с
иллюстрациями,
схемами.
Практический:
раскрашивание,
рисование.,
упражнение.

44

-Колесникова Е.В. Тесты для
детей 6 лет. – М.:Ювента,
2013.
-Колесникова
Е.В.
Диагностика математических
способностей детей 6-7 лет. –
М.:Ювента, 2013.
- Модель часов, иллюстрации
времен года, месяцев,
дней недели, предметные
картинки. художественная
литература по теме.
-Колесникова
Е.В. Дидактическая игра,
Математика для детей 6-7 Практическое
лет:
демонстрационный занятие.
материал. – М.:Ювента, 2013.
-Колесникова Е.В. Я считаю
до двадцати: рабочая тетрадь
для детей 6-7 лет. – М.:
Ювента, 2013.
-Колесникова Е.В. Тесты для
детей 6 лет. – М.:Ювента,
2013.
-Колесникова
Е.В.
Диагностика математических
способностей детей 6-7 лет. –
М.:Ювента, 2013.

Логические
задачи.

Дидактическая игра.
Совместная
деятельность взрослого
и детей, самостоятельная
деятельность детей.

Наглядный:
иллюстрация,
наблюдение.
Словесный:
беседа, объяснение.
Работа с
книгой:работа с
иллюстрациями,
схемами.
Практический:
раскрашивание,
рисование.

45

-Дидактические
игры,
тетради в клетку
-Колесникова
Е.В.
Математика для детей 6-7
лет:
демонстрационный
материал. – М.:Ювента, 2013.
-Колесникова Е.В. Я считаю
до двадцати: рабочая тетрадь
для детей 6-7 лет. – М.:
Ювента, 2013.
-Колесникова Е.В. Тесты для
детей 6 лет. – М.:Ювента,
2013.
Колесникова
Е.В.
Диагностика математических
способностей детей 6-7 лет. –
М.:Ювента, 2013.
- Наборы математического
содержания.

Итоговое занятие
«И прекрасна, и
сильна Математики
страна»

V ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
5.1Материально – технические условия реализации Программы
Помещение: Для занятия требуется просторное, сухое с естественным
доступом
воздуха,
светлое
помещение,
отвечающее
санитарногигиеническим нормам. Столы и стулья должны соответствовать росту детей.
Учебная комната оформлена в соответствии с эстетическими нормами. Игры
и канцелярские принадлежности находятся в доступных для детей
индивидуальных шкафах. Подсобное помещение: шкаф для хранения
материалов для организации математической деятельности. Технические
средства: ноутбук, телевизор.
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для
реализации Программы (в расчете на количество обучающихся)

№
п/п

Наименование

Количество

1
2
3
4
5

Стол детский
Стул детский
Стол письменный
Стул
Колесникова Е.В. Я считаю до десяти:
рабочая тетрадь для детей 5 – 6 лет.
Колесникова Е.В. Я считаю до двадцати:
рабочая тетрадь для детей 6-7 лет.
Е.В. Колесниковой. «Диагностика
математических способностей детей 6-7 лет»

5 шт.
10 шт
1
1
10 шт.

8
9
10
11
12
13

Счетные палочки
Тетрадь в клетку
Простые карандаши
Цветные карандаши
Ноутбук
Телевизор

10 наборов
10 шт.
10 шт.
10 наборов
1
1

14

Магнитная доска

1

6
7

47

10 шт.
10 шт.

15
16
17
18
19

Наборы математического содержания

Линейки
Модель часов
Набор объемных фигур
Развивающая игра «Двухцветный квадрат
Воскобовича»

10 наборов
10 шт
1
1
10 шт.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного образования: Приказы и письма Министерства образования и
науки РФ. М.:ТЦ «Сфера», 2014.
Колесникова Е.В. Программа «Математические ступеньки».М.:Ювента, 2010.
Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет: методическое
пособие. - М.:Ювента, 2013.Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7 лет: методическое
пособие. - М.:Ювента, 2013.- 96 с.
Колесникова Е.В . Я считаю до десяти: математика для детей 5-6 лет.
– М.: Ювента, 2013. – 64 с.
Колесникова Е.В . Я считаю до двадцати: математика для детей 6-7
лет. – М.: Ювента, 2013. – 64 с.
Колесникова Е.В. Тесты для детей 5 лет. – М.: Ювента, 2013. – 32 с.
Колесникова Е.В. Тесты для детей 6 лет. – М.: Ювента, 2013. – 32 с.
Колесникова Е.В. Диагностика математических способностей детей
6-7 лет. - М.: Ювента, 2013. – 32 с.
Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет: демонстрационный
материал. – М.:Ювента, 2013.
Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7 лет: демонстрационный
материал. – М.:Ювента, 2013

48


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти